Украинское барокко

   Стиль барокко возник в Италии в конце XVI в. и пришёл на смену стилю Возрождения в
результате кризиса гуманистической ренессансной культуры.
   В XVII в. барокко распространился в большинстве европейских стран. В одних подражали
итальянским первоисточникам, в других восприняли лишь отдельные, наиболее соответствующие
господствующим в стране вкусам и художественным традициям особенности стиля. Так, во Франции в
XVII в. барокко находит выражение лишь в некоторых чертах церквей и в интерьерах зданий, притом,
что основным стилевым направлением Франции XVII в. был классицизм.
   Стиль барокко был противоречивым и неоднозначным. В разных странах он выражал  идею
дворянской культуры времён рассвета абсолютизма, борьбы за национальное единство, вкусы
бюргерства.
   В барокко по сравнению с ренессансом классические формы приобретают иной характер и иное
композиционное видение. На смену рациональной тектоничности приходит атектоничность,
ренессансная графичность сменяется живописностью, пластика, ставшая основным средством
художественной выразительности, создаёт беспокойную игру светотени, в планах и формах
господствуют сложные криволинейные очертания, статичность ренессансных композиций сменяется
бурной динамикой форм, группируются колонны и пилястры, фасады и интерьеры зданий насыщаются
скульптурами, в интерьерах широко используется позолота, лепка, резьба, живописные плафоны,
иллюзорно изображающие небо с летящими по нему ангелам, разверзшимися сводами и др.
   Достоинства стиля проявились в исключительно сильных по художественной выразительности
принципах создания архитектурных ансамблей и удивительном умении органически вписывать
архитектуру в окружающую природу. Главное в нём — поразить воображение человека необычным,
повлиять на его чувства.
   На Украине барокко характеризуется своеобразными особенностями, в частности,
использованием традиций народного искусства. Его самобытный стиль наиболее ярко проявился в
архитектуре Левобережья и Слобожанщины, воссоединённых с Россией в результате
освободительной войны украинского народа 1648 – 1654 гг.
   На западных землях Украины, оставшихся под властью польских магнатов, дело обстояло иначе.
Иными были заказчики, их вкусы и требования, иными были и архитекторы, в основном иностранцы,
иными были традиционные приёмы строительства и строительные материалы, усиливалась политика
католической экспансии. Именно этой политикой объясняется строительство большого количества
католических монастырей в Галиции, на Волыни, Подолии и Правобережье.
   Одним из первых зданий, полностью соответствовавших архитектурному стилю барокко, был
иезуитский костёл Петра и Павла во Львове, построенный в 1610 – 1630 гг. итальянским зодчим
Джакомо Бриано. В плане это базилика с типичным для средневековой архитектуры высоко поднятым
центральным нефом и аркбутанами над боковыми нефами, т.е. чертами, восходящими к готической
архитектуре. Здание костёла почти полностью копирует римскую церковь иезуитов Иль Джезу,
построенную в 1575 г. одним из основателей стиля барокко Джакомо дела Порта. Иль Джезу
становится примером для многочисленных католических церквей во многих странах. Во Львове по его
образцу с теми или иными отличиями строятся костёл Сретенья (1642 – 1644 гг., архит. Дж. Б.
Джизлени), Вознесенский костёл в Рудках (1728 г.). Характерными для стиля барокко были также
многочисленные небольшие однонефные костёлы. Черты барокко стали присущи и другим типам
зданий — дворцовым, замковым и прочим (здание королевского арсенала во Львове, 1635 г.).
   После завершения освободительной войны и воссоединения Украины с Россией начался новый
этап в истории украинской архитектуры. На воссоединённых землях бурно растут города, развиваются
ремёсла, торговля, формируется новый уклад жизни. На земли Левобережья и Слобожанщины с
Правобережной Украины, оставшейся под властью Польши, целыми сёлами и городами переселяется
украинское население, основываются новые города и сёла, растут и застраиваются старые.
Западные центры украинской культуры — Львов, Луцк, Острог постепенно утрачивают своё значение,
уступая место Киеву, Чернигову, Перяславу, Полтаве и новопостроенным Харькову, Сумам.
Повсеместно начинается строительство церквей, православных монастырей, домов казацкой
старшины — теперь они становится основными заказчиками. Если раньше каменные здания были
единичными, то теперь их строительство приобретает массовый характер.
   В XVII в. в России управление всем строительством было централизовано. Им руководил Приказ
каменных дел, в обязанности которого входили вопросы квалификации мастеров, посылка мастеров
по вызовам заказчика, надзор за строительством. После воссоединения юрисдикция Приказа
каменных дел распространяется и на украинские земли, и так как объём строительства был очень
велик, на Украину приезжают русские мастера, причём даже ведущие архитекторы страны. Вполне
естественно, что эти мастера приносят с собой новые приёмы строительной техники и формы,
характерные для русской архитектуры того времени. Основную массу строителей составляли
украинские мастера, многие из которых позже работали в России. Работали на Приднепровье и
Черниговщине и немецкие, и литовские архитекторы.
   Несмотря на то, что приезжие мастера принесли в архитектуру создаваемых ими зданий
определённые черты, свойственные их творческой индивидуальности, стиль, сформировавшийся на
Украине во второй половине XVII в., имел свои особенности, обладал устойчивой общностью
конструктивных и художественных черт, что даёт полное основание назвать его украинским барокко.
Существенным обстоятельством было то, что католическое барокко, ассоциировавшееся с
деятельностью иноземных угнетателей, было ненавистно украинскому народу настолько, что многие
дворцы польских магнатов, а также католические постройки были разрушены. И вполне понятно, что
новостроящиеся здания не должны были ни в какой мере на них походить. В связи с этим украинское
барокко быстро вырабатывает свои стилевые особенности. Компонентами стиля были национальные
приёмы типов и композиций зданий, а также некоторые черты русской архитектуры, выразившиеся в
характере декора.
   Застройка городов Приднепровья и Левобережья носила усадебный характер. Это резко
отличало её от застройки европейских городов, где чаще всего соблюдалась регулярная система улиц
и сплошная застройка с тесно прижатыми друг к другу домами. В приднепровских городах сохранялся
принцип древнерусской планировки — радиально-порядковой, носившей живописный характер.
   Замечательным памятником жилой украинской архитектуры конца XVII в., отлично сохранившим
свои первоначальные формы, является дом Якова Лизогуба в Чернигове — большой, одноэтажный,
перекрытый высокой двухскатной крышей и треугольными фронтонами на торцевых фасадах,
которые расчленены пилястрами, ограждающими структуру плана. Фронтоны украшают плоские
фигурные ниши, полуколонки и треугольные сандрики над окнами. Пластика фасадов и фронтонов
близка по характеру к формам русской архитектуры XVII в., но значительно крупнее и сочнее её, что
создаёт живописную игру светотени.
   К общественным зданиям того времени относится Черниговский коллегиум, построенный в 1700
– 1702 гг. Большой двухэтажный дом коллегиума стоит рядом с главными постройками Черниговского
кремля и входит в его ансамбль. В западной части здания — высокая башня, необычная по форме, на
верхнем ярусе её окружают цилиндрические выступы. Южный фасад здания богато декорирован
наличниками со сложными фигурными украшениями.
   К постройкам гражданской архитектуры второй половины XVII – начала XVIII вв. можно отнести
многочисленные трапезные палаты в православных монастырях. Очень интересна трапезная
черниговского Троицкого монастыря, по словам исследователя украинской архитектуры этого
времени М. П. Цапенко, “подлинный шедевр национального архитектурного стиля”. Трапезная
построена в 1677– 1679 гг. ещё до начала строительства монастырского собора. К трапезному залу с
западной стороны примыкают сени и хозяйственные помещения, а с восточной — Введенская
церковь с высоким верхом над центральной частью.
   Наиболее ярко и самобытно стиль украинского барокко проявился в культовом зодчестве.
Цапенко писал: “Дух времени требовал монументальных образов. Главной задачей, особенно в XVII –
начале XVIII вв., становится создание выразительного, впечатляющего образа, символа, памятника,
содеянного народом в деле национального освобождения и утверждения национальной культуры”. В
украинских церквях этого периода отмечается несколько типов, из которых один (главным образом,
монастырские соборы) восходит к традициям древнерусской архитектуры, а остальные — к типам
украинских деревянных церквей.
   Первый тип восходит к восстановленным в XVII в. древнерусским святыням: киевскому
Софийскому собору, собору Елецкого монастыря в Чернигове  и Успенскому собору Печёрского
монастыря, издревле считавшемуся самым популярным зданием на Руси. Все эти сооружения в
основе имели крестовокупольный тип и все они после восстановления “одеты” в барочную “одежду”:
надстроены верха, появились пристройки, фасады украшены декором.
   Старейшее здание этого типа — собор Троицкого монастыря в Чернигове. В композиции собора
сочетаются традиционные черты древнерусской (трёхапсидный в плане, пятиглавый) и западной
архитектуры (базиликальный характер интерьера, башни перед западным фасадом, барочный
фронтон, элементы декора).
   Но не этот тип зданий был главным в украинской архитектуре рассматриваемого периода.
Наиболее выразительно национальные черты проявились в каменных храмах, идущих от деревянных
церквей, широко к тому времени распространённых. К постройкам этого типа относится один из лучших
памятников украинского зодчества — трёхчастнный в плане, увенчанный тремя высокими
живописными главами Покровский собор в Харькове (1689г.). Это древнейшее сооружение города и
единственно сохранившееся от застройки Харьковской крепости. Собор поставлен по русскому
обычаю на подклеть, окруженную арочной галереей. Три тесно приставленных главы стремятся вверх,
трижды сужаясь. Сам храм и все ярусы глав хорошо освещены окнами, обрамлёнными наличниками. В
объёмно-пространственном решении отразились традиции украинской трёхверховой, многозаломной
церкви.
   Более распространённым типом храма был храм пятикамерный, образующий в плане крест,
часто с дополнительными ячейками по углам. Здания с крестообразным планом, с центрической
объёмной динамической композицией, завершающиеся в большинстве случаев пятью или девятью
верхами, как правило, ставились на хорошо обозреваемых со всех сторон местностях, что определило
одинаковое построение фасадов.
   Старейшим зданием этого типа является Николаевский собор в Нежине, построенный в 1668-
1670 гг. московским архитектором Г. И. Устиновым. Собор венчают пять широких восьмигранных
барабанов, перекрытых куполами с высокими, традиционными для украинской архитектуры
завершениями. Композиция здания имеет чётко выраженную пирамидальность. В пластике фасадов
отсутствуют элементы, роднящие её с московской архитектурой XVII в.
   Последним по времени памятником пятиглавых, крестовых в плане церквей считается Спасо-
Преображенская церковь в Сорочицах (1732 г.) с прекрасным лепным декором в характере
украинского народного искусства.
   Русские зодчие, работающие вместе с украинскими мастерами на Украине, не переносили на
украинские церковные здания типологические и композиционные черты русской архитектуры, но
повсеместно применяли свойственные ей элементы пластики и декора. Композиционные черты
украинской архитектуры сказались и на русской архитектуре. Примером этому может служить
Надвратная церковь Новодевичьего монастыря в Москве.
   В монументальном зодчестве Киева, Левобережья Украины в условиях подъёма национального
самосознания украинского народа ярко проявились черты украинского барокко. Это нашло выражение
в типах, конструктивных особенностях, декоре. Но главная особенность стиля — это новаторские и
традиционные композиционные приёмы, примененные с гармонией и чувством пропорций,
раскрытием внутреннего пространства, органически сочетаемого с внешними формами.
   В XVIII в. в архитектуре западных областей Украины существенных изменений не произошло.
Продолжал развиваться стиль барокко с чертами, характерными для позднего барокко в архитектуре
Италии, Польши и Австрии. К началу XVIII в. резко усилилась католическая экспансия. Украинское
духовенство принимает унию, католическая церковь крепко держит в своих руках общественную жизнь.
В ту пору во Львове было около 25 тысяч жителей и 40 костёлов и католических монастырей. Давно
миновали времена, когда в постройках Львовского братства выражались национальные украинские
черты. Во Львове и других городах западных областей Украины работают крупные зодчие того
времени, сооружается ряд церковных и гражданских сооружений, выдающихся в художественном
отношении.
   В стиле западного барокко строятся многочисленные костёлы. Например, Николаевский костёл
во Львове (1739 – 1745 гг.) с традиционной базиликальной структурой здания. В тех же формах
позднего барокко построен и костёл Софии во Львове.
   Барочная архитектура Львова достигла своего апогея в здании Доминиканского костёла.
Строился он с 1749 по 1764 год по проекту Яна де Витте мастером Мартином Урбанником. План
костела эллиптической формы с капеллами по бокам. Здание венчает огромный купол на высоком
барабане, играющий большую роль в силуэте города. У здания пластичный западный фасад с
портиком и лучкообразным фронтоном, что близко к творческой манере великого зодчего эпохи
барокко Франческо Борромини. Интерьер Доминиканского костела необыкновенно торжественный, с
многочисленными скульптурами.
   Позднее барокко в западных областях Украины больше всего связано с творчеством Бернарда
Меретина, который за сравнительно короткое время построил храмы во Львове, Лопатине, Годовице,
Буске, ратушу в Бучаче. В творчестве Меретина большую роль играла скульптура, и он в большинстве
случаев работал со скульптором И. Пинзелем. Меретин — мастер того направления позднего барокко,
в фасадах которого чувствуется приближение классицизма. Во Львове Меретин строит одно из лучших
зданий барочной архитектуры — собор святого Юра на холме, доминирующем над юго-западной
частью Львова. Собор строился в 1746 – 1764 гг. В плане четырёхстолпного в своей основе храма
преобладают плавные криволинейные очертания. Уступчатая композиция здания, венчающего холм,
близка к традициям украинского зодчества.
   К выдающимся памятникам позднего барокко относится Успенский собор Почаевского
монастыря на Тернопольщине, возведённый в 1771– 1783гг. по проекту архитектора Готфрида
Гофмана. Строительством руководил львовский мастер П. Полейовский. Собор поставлен на
двухэтажной террасе и прекрасно вписывается в окружающую природу, доминируя над местностью.
Стройные, нарядные башни и фигурный фронтон, восьмигранный купол со световым фонарём, декор
и белоснежный цвет стен создают жизнерадостный образ, далёкий от монастырского аскетизма.
   Интереснейший памятник барочной украинской архитектуры Украины сохранился в Черновцах.
Это Рождественская церковь монастыря в предместье Гореча, построенная в 1767 г. на средства,
отпущенные Екатериной II. По плану и композиции она типична для украинских трёхчастных трёхверхих
церквей. Некоторые отличия в большой вытянутости плана, наличии нижнего цокольного этажа,
верхней обходной по стенам галереи и бойниц явно оборонительного характера. Фасады здания
расчленены пилястрами с капителями коринфского ордера, а купола завершаются грушеобразными
стройными “банями”, типичными для украинской архитектуры.
   Несколько иные черты имела барочная архитектура в Приднепровье и восточных областях
Украины в XVIII в. Новые веяния пришли на Украину после того, как с украинскими мастерами начали
сотрудничать петербургские зодчие. Но ещё раньше в украинском барокко постепенно отходят в
прошлое приёмы кирпичной пластики, фасады зданий штукатурят и украшают лепкой. Один из ранних
таких примеров — великолепный декор трапезной и собора Выдубецкого монастыря в Киеве, первого
яруса Софийской колокольни и ряда других зданий.
   В 1722 – 1730 гг. строится здание митрополичьего дома и трапезной Софийского монастыря в
Киеве. Ситуация меняется с приездом в Киев в 1731г. крупного петербургского зодчего Иоганна-
Готфрида (Ивана Ивановича) Шеделя, автора дворцов Меньшикова на Васильевском острове и
других зданий, характерных для стиля петровского барокко. Шедель был воспитанником немецкой
архитектурной школы, что проявилось в некоторой сухости орнамента. В Киев Шедель приезжает по
приглашению Киево-Печёрской лавры для строительства большой колокольни.
   Колокольня была самой высокой постройкой в России, её высота составляла 96,5 м. Она была
построена, впервые в украинской архитектуре, по принципу ордерной архитектуры. Нижний ярус
трактован как пьедестал, второй ярус выдержан в формах римско-дорического ордера, третий —
конического и четвёртый — коринфского, то есть тут использована классическая схема ордерной
архитектоники, известная ещё по зданию римского Колизея. Барочные черты видны лишь в спаренных
колоннах, раскрепованных карнизах и очертаниях завершения главы. В строительстве колокольни
применена новая для того времени техника, в частности, специально изготовленные керамические
блоки. Цельные керамические коринфские капители имеют 154 см в высоту и 140 — в ширину. Сам
Шедель писал о ней: “Сия звонница в Киево-Печёрской лавре трудом моим сделанная, каким образом
по всей Руси и в Европе другой не обыщется… и на вечность оная звонница стоять будет”.
   Кроме строений в Лавре Шедель выполняет заказы киевского митрополита Рафаила
Заборовского и, судя по характеру форм, ему принадлежит проект знаменитой Брамы Заборовского,
являющейся одним из лучших и характернейших памятников украинского барокко XVIII в. Брама —
западные ворота Софийского монастыря — построена в 1745 – 1746 гг. Над проездной аркой,
оформленной колоннами коринфского ордера, высится высокий, криволинейного очертания барочный
фронтон, покрытый нежным орнаментом, выполненным украинскими мастерами.
   Из построек Киева периода работы в нём Шеделя надо отметить Софийскую колокольню,
ставшую, как и Лаврская, одной из главных доминант города. Над первым этажом, возведённым ещё в
начале XVIII в., в 1744 – 1748 гг. были достроены второй и третий ярусы, увенчанные высокой
барочной главой (четвёртый ярус достроен в XIX в.). Четырёхугольные, уменьшающиеся кверху ярусы
колокольни мастерски покрыты лепной орнаментикой (мастера И. Стобенский и С. Стобенский).
   В 1847 г. начинается строительство в Киеве Андреевской церкви — архитектурного шедевра
мирового значения. Выбор места для строительства не случаен. На холме, доминирующем над
Подолом, ещё в начале XIII в. была построена церковь, завершавшая перспективу главной улицы
Киева. Центрическая, объёмная композиция нового здания предопределена с самого начала. Проект
церкви выполнен великим Растрелли. Андреевская церковь — одно из ранних произведений
архитектора, в котором он впервые обратился к национальным композиционным особенностям
русского зодчества. Стройный силуэт со стремительно взлетающим вверх высоким куполом,
завершающимся барочной главкой и четырьмя тонкими башенками, поставленными по диагонали
подкупольного квадрата и создающими традиционное пятиглавие, со всех сторон читается на фоне
неба. Церковь сказочно красива в панораме прекрасных киевских приднепровских холмов.
Нарядность её подчёркнута обилием пластики, светлой гаммой бирюзовых стен, белых колонн,
золотых капителей и деталей декора.
   Одновременно с Андреевской церковью в Киеве строится здание Императорского
(Мариинского) дворца, также по проекту Растрелли, вернее, по образу построенного Растрелли
дворца Разумовского под Москвой. Киевский дворец в первоначальном виде до наших дней не
сохранился (сгорел в 1819 г. и заново построен архитектором К. Я. Маевским в 1870 г. в стиле
растреллиевской архитектуры). Андреевскую церковь и дворец строил архитектор И. Ф. Мичурин,
работавший главным архитектором Москвы. Мичурин приезжает в Киев со своей “командой” —
группой архитекторов и учеников, помогавшим ему в строительстве и самостоятельно строивших
некоторые объекты в Киеве. Так, его ученики Ф. Панов и М. Юрасов строят большое здание
Софийской бурсы, в архитектурной пластике и высокой с заломом крыше которого видны черты
украинского барокко.
   Настоящим шедевром барочной архитектуры Украины является колокольня Дальних пещер
Киево-Печёрской лавры, построенная С. Д. Ковниром в 1754                  – 1761 гг. Композиционный
эффект двухъярусной колокольни построен на контрасте горизонтальных и вертикальных элементов.
Фасады нижнего яруса подчёркивают сплошным рустом его горизонтальные пропорции. Лепкой
украшена лишь плоскость над проездом. Верхний ярус насыщен пластикой, спаренными колонками с
коринфскими капителями на угловых выступах, орнаментной лепкой, покрывающей все плоскости
фасадов. Колокольня завершается высокой барочной многоярусной “баней” и четырьмя
конусовидными башенками. Лепку Ковнир выполнял вместе с лаврскими мастерами И. Горохом, И.
Шароваром и другими. Вся архитектура колокольни отличается высоким профессионализмом. В 1763
– 1768 гг. Ковнир строит колокольню Ближних пещер, близкую по характеру архитектуры к колокольне
Дальних пещер, но без боковых башенок на углах.
   Велико значение для украинской архитектуры XVIII в. творчества другого выдающегося русского
архитектора — А. В. Квасова. Он был из тех русских архитекторов, которые старались продолжить
традиции петровского барокко во время повсеместного расцвета пышной и насыщенной пластикой и
декором растреллиевской архитектуры. А. В. Квасов приезжает на Украину строить по заказу
Разумовских собор Богородицы в Козельце (1752 – 1763 гг.). По типу это поставленный на подклеть
девятикамерный храм, завершающийся пятью верхами. Боковые главы поставлены на угловые
ячейки по диагонали (как в Андреевской церкви в Киеве). В козелецком соборе угловые ячейки
достигают высоты завершающего карниза, что придаёт композиции главного объема здания цельный
характер. Завершение глав, в отличие от Андреевской церкви, типично для украинской архитектуры,
как и форма крылец. Примечателен тот факт, что русский архитектор сознательно обращается к
традициям украинского зодчества, не без влияния заказчиков  Разумовских.
   Высокая четырёхъярусная колокольня построена в формах барокко — с пучками колонн и
раскрепованными карнизами. Под влиянием козелецкой подобные колокольни строятся в это время в
Троицком монастыре в Чернигове (1771 – 1775 гг.) и в Вознесенском в Переяславе (1770 – 1776 гг.).
   Следует особо сказать о пространственной организации барочных ансамблей, ярче всего
проявившейся в монастырских комплексах. Такие ансамбли, как Киево-Печёрская лавра, Троицкий
монастырь в Чернигове, Выдубецкий монастырь в Киеве поражают своей необыкновенной стилевой
целостностью и органическим единством с окружающей природой. В основе художественной
выразительности ансамбля лежит живописный принцип композиции, характерный ещё для
градостроительства древней Руси. Живописность подчёркивается мягкой пластикой форм и сочной
лепкой фасадного декора, нарядным силуэтом верхов и асимметричной постановкой зданий.
   Барокко — это стиль архитектурных ансамблей. Большинство ансамблей киевских монастырей
складывались в разное время, часто ещё в древнерусский период. Окончательное их формирование
происходит в эпоху барокко, когда создаются новые постройки, объединяющие ансамбль, строятся
колокольни, становящиеся доминантами ансамблей, монастыри окружаются стенами и башнями,
которые уже не имеют военно-оборонительного значения, но являются органическими компонентами
ансамблей, и, наконец, всем зданиям ансамблей придаётся единое стилевое лицо: постройки
штукатурят, белят, древние здания после реставрации “одевают в барочную одежду”. Так создаются
цельные в своём художественном выражении ансамбли Киева, Чернигова, Переяслава, Межигорский,
Мгарский и другие монастыри Приднепровья и Левобережья.
   Широко используя достижения западной и русской архитектуры, украинская архитектура не
утратила своей самобытности и традиций. При рассмотрении архитектуры Украины периода XVII – XVIII
вв. можно видеть, что многие постройки иноземных мастеров имеют наряду с традиционными
приёмами и приёмы, характерные для национального украинского зодчества. В тесной связи и при
содействии русских и западных мастеров на Украине появился новый стиль — украинское барокко,
отличное от западного и имеющее свои традиции и особенности, придающие сооружениям
национальный колорит и непревзойдённую красоту.
Библиографический список
1.   Асеев Ю. Н. Стили в архитектуре Украины. — Киев, Будивэльнык, 1989. С. 32 – 49.
2.    Гуляницкий Н. Ф. История архитектуры. — М., Стройиздат, 1984.
3.   Советский энциклопедический словарь.
4.   Памятники градостроительства и архитектуры УкрССР. Том 4. — Киев, Будивэльнык, 1986. С.
261 – 337.
5.   Архитектура Украинской ССР. Том 1. — М., 1954.