Сравнение цивилизации, формации и культуры
   Попробуем сравнить три важнейших понятия в жизни человека: цивилизация, формация и
культура.
   Понятие цивилизации тесно сопряжено с понятием культуры, причем не только в негативном
смысле, но и в позитивном плане, т. е. противопоставляется культуре, как материальное, техническое
— духовному, как стандартное и бесчеловечное — уникальному и гуманному. О. Шпенглер
рассматривал цивилизацию как упадок культуры: "Цивилизация есть неизбежная судьба культуры...,
логическое следствие, завершение и исход". Но такое противопоставление не является адекватным
отражением противоречий современного мира. Цивилизация есть социокультурное образование, и
этим она отличается от формации, окружающей систему социальных связей безотносительно к
культуре. Отсюда вытекает сама возможность использования понятия цивилизации для
характеристики конкретных пространственно-ограниченных обществ с их своеобразной культурой.
Иначе говоря, в мире существует не одна, а множество локальных цивилизаций, способных сохранять
свои типичные особенности в различных общественных формациях.
   Противопоставление цивилизации и культуры коренится в глубинных противоречиях развития
цивилизации, порождающих в ходе своего развития насилие, войны, разрушение и гибель культур,
отчуждение и эксплуатацию, богатство одних и нищету других. И все-таки противопоставление культуры
и цивилизации теоретически неправомерно, ибо без культуры существование цивилизации немыслимо,
поскольку она теряет тогда своего субъекта — человека, способного воспроизводить условия
цивилизации и развивать ее.
   Многообразие культур в рамках цивилизации не исключает наличия у них общих моментов, общих
проблем, общих принципов: принципов гуманизма, взаимодействия, взаимопроникновения и
взаимообогащения культур. То, что эти процессы протекают не без противоречий, не отменяет их
значения для прогресса цивилизации. Ведь и различные общественные формации — каждая по-
своему — вносят свой вклад в развитие цивилизации.
   Формация и цивилизация — разные среды в развитии общества как целостной системы. Как
нельзя познать механизм развития любого общества, исследуя только базисные факторы и опустив
надстроечные, так невозможно и понять секреты управления общественным развитием, ориентируясь
либо только на формационный, либо только на цивилизационный аспект в его динамике. Формация —
социоэкономическая категория, цивилизация — социокультурная.
   Понятие формации имеет значение системообразующего начала всего социально-
экономического и политического строя данного общества. Формации различаются по доминирующим
формам собственности. Переход от одной формации к другой обусловлен сменой форм
собственности на основные средства производства, происходящей под влиянием прогресса
производительных сил, открывающего новые материальные возможности для человеческой
деятельности, для формирования общественных отношений.
   В понятии цивилизация объединяются социальные и культурные аспекты жизни общества,
цивилизация представляет собой этап истории, начинающийся вместе с выходом истории из
естественного, т. е. первобытного, состояния и развивающемся далее на основе им самим
создаваемых предпосылок, что она характеризует преемственность в развитии общества. Вместе с
тем настойчиво утверждалась мысль, что фактически в истории существуют различные цивилизации,
так сказать "формационные": капиталистическая цивилизация, коммунистическая цивилизация и т. п. В
итоге цивилизационный подход терял свою относительную самостоятельность и подчинялся
формационному, а понятие цивилизации становилось подсобным, нужным лишь для выполнения
некоторых аспектов общественно-экономической формации. Если теория формаций ориентирована
на выявление закономерностей, присущих обществу на различных этапах истории, а также его
структуры на каждом из этих этапов, то цивилизационный подход решает совершенно иные
познавательные задачи. Две из них являются главными. Первая — это анализ социальных
механизмов деятельности людей, обеспечивающих саму возможность существования общества на
данном, т. е. цивилизованном уровне, уберегающих его от распада и одичания. Эти механизмы
постоянно развиваются, совершенствуются или устраняются. Если тот или иной механизм
устраняется, то начинается деградация связанных с ним социальных структур. Каждая последующая
формация является и шагом вперед в развитии цивилизации, а не посягательством на ее основы.
Гибель тех или иных цивилизаций в прошлом не останавливала исторического движения, потому что
это были локальные катастрофы. Прогресс цивилизации при всей его противоречивости все-таки
связан с развитием и совершенствованием ее социальных механизмов. Эти механизмы обеспечивают
для жизни современного общества развитие производительных сил, техники, науки, поддерживают
соответствующую динамику общественных отношений.
   Вторая задача, которая решается цивилизованным подходом к истории, — выявление ее
человеческого измерения, механизмов формирования личности цивилизованного человека, анализ
культуры как меры развития человека, его способности к деятельности.
   Понятие "цивилизации" шире понятия формации, однако эту ее объемность нельзя
рассматривать упрощенно: нельзя, скажем, утверждать, что цивилизация — это формация плюс
сфера культуры данного общества. Различия между этими категориями обусловлены еще
неадекватностью структурных связей между явлениями и процессами.
   Итак, понятия цивилизации, формации и культуры нельзя уравнять, но в то же время они тесно
связаны между собой.
Библиографический список
   "Цивилизации"/ под редакцией М. А. Барг. 1 и 2 выпуски.