Эпоха Возрождения
Введение
   Эпоха Возрождения относится по некоторым данным к XIV – XVII вв. по другим — к XV – XVIII вв.
Существует так же точка зрения не выделять Возрождение как эпоху, а считать его поздним
средневековьем. Это период кризиса феодализма и развития буржуазных отношений в экономике и
идеалогии. Термин Возрождение (Ренессанс) был введен для того, чтобы показать, что в эту эпоху
возрождались лучшие ценности и идеалы античности, уничтоженные варварами (архитектура,
скульптура, живопись, философия, литература), но этот термин трактовался весьма условно, т. к.
нельзя реставрировать все прошлое. Это не возрождение прошлого в чистом виде — это создание
нового с использованием многих духовных и материальных ценностей античности. К тому же нельзя
было вычеркнуть ценности девяти веков средневековья, особенно духовные ценности, связанные с
христианством.
   Возрождение представляет собой синтез античных и средневековых традиций, но на более
высоком уровне. На каждом этапе этой эпохи доминирующим было определенное направление. Если
сначала это был «прометеизм», т.е. идеология, предполагающая равенство всех людей от природы, а
так же признание частного интереса и индивидуализма. Далее появляются новые социальные теории,
отражающие дух времени, и главенствующую роль занимает теория гуманизма. Гуманизм эпохи
Возрождения ориентирован на свободомыслие и, соответственно на справедливое устройство
общественной и государственной жизни, которое чаще всего предполагается достигать на
демократических началах в рамках республиканского строя.
   Изменения претерпевают также взгляды на религию. Вновь становится популярной
натурфилософия и широкое распространение получает «пантемизм» (учение, отрицающее бога как
личность и приближающее его к природе).
   Последним периодом Возрождения является эпоха Реформации, завершая этот величайший
прогрессивный переворот в развитии европейской культуры. Обычно историческое значение
Возрождения связывают с идеями и художественными достижениями гуманизма, провозгласившего в
противовес средневековому христианскому аскетизму величие и достоинства человека. Его право на
разумную деятельность, на наслаждения и счастье в земной жизни. Гуманисты видели в человеке
наиболее прекрасное и совершенное творение Бога. Они распространили на человека присущие Богу
созидание, творческие способности, видели его предназначение в познании и преобразовании мира,
украшенного своим трудом, в развитии наук, ремесел.
   Начавшись в Германии, Реформация охватила ряд европейских стран и привела к отпадению от
католической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии,
Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии. Это широкое религиозное и социально-политическое
движение, начавшееся в начале 16 века в Германии и направленное на преобразование христианской
религии.
Реформация
   Потребность в развитии производительных сил дает толчок опытному познанию природы, а
потребность в свободном труде независимого работника порождает новые представления о
человеке, его свободе и достоинствах. Совершенствование орудий труда и специализация вели к
зарождению множества поселений и городов, которые быстро росли и развивались, постепенно
освобождаясь от гнета феодалов, становились независимыми.
   Духовную жизнь того времени определяла религия. Но церковь не смогла дать отпор вызову
времени. Католическая церковь, имела власть над Западной Европой и несметные богатства, но
оказалась в печальном положении. Возникнув как движение униженных и порабощенных, бедных и
гонимых, христианство в средние века стало господствующим. Безраздельное господство
католической церкви во всех сферах жизни привело в итоге к ее внутреннему перерождению и
разложению. Доносы, интриги, сожжение на костре и пр. творились именем учителя любви и
милосердия — Христа! Проповедуя смирение и воздержанность, церковь непристойно богатела.
Наживалась на всем. Высшие чины католической церкви жили в неслыханной роскоши, предавались
разгулу шумной светской жизни, очень далекой от христианского идеала.
   Одним из основателей реформаторского движения можно считать чешского богослова Яна Гуса.
Он выступал за ограничение и упрощение католического богослужения, переведение его на
национальный язык и за создание независимых от Рима церквей. Гус нападал на церковь как на
чужеродное, паразитирующее образование. Целый ряд элементов, предвосхищавших реформу
церкви, содержался в выступлениях многих мыслителей Ренессанса.
Протестантизм
   Главное отличие протестантизма от католицизма и православия состоит в учении о
непосредственной связи бога и человека. По представлению протестантов, благодать исходит на
человека от бога, минуя церковь, «спасение» достигается только благодаря личной вере человека и
воле бога. Это учение подрывало господство духовной власти над светской и главенствующую роль
церкви и римского папы, освобождало человека от феодального гнета и пробуждало в нем чувство
собственного достоинства. Другими словами, протестантизм — это совокупность самостоятельных и
разнообразных религий, церквей, отличающихся друг от друга догматическими и каноническими
особенностями. Христианский триединый бог занимает у протестантов совершенно монопольное
положение. В связи с другим отношением человека к богу не только духовенству и церкви, но и
религиозному культу в протестантизме отводится второстепенное место.
    В наши дни протестантизм распространен главным образом в скандинавских странах, Германии,
Швейцарии, Англии и США, Канада, Австралии и др.
Мартин Лютер
   Учения Яна Гуса оказали влияние на Мартина Лютера (1483 – 1546), который в общем понимании
не был философом и мыслителем. Но он стал немецким реформатором, более того, основателем
немецкого протестантизма. Его родители происходили из тюрингенских податных крестьян. Родители
обращались с ним очень сурово и держали его в строгости, доходящей до запугивания. Он ушел от них
в монастырь августинцев, известный особой строгостью устава, в июле 1505 года, разочаровавшись
в возможностях практического успеха. Но что бы ни делал Лютер, сознание богооставленности не
покидало его. Его одолевали приступы меланхолии. Неожиданно для себя он обнаружил новое
значение давно известных текстов, что привело и «перевороту» в сознании Лютера понимания
проблемы оправдания и спасения.
   В те времена ходила поговорка: «Церковью прощаются все грехи, кроме одного — отсутствия
денег». Лютер обнародовал свои исторические 95 Тезисов, направленные против торговли
индульгенциями в Виттенберге 31 октября 1517 года. Эта дата считается началом реформаторского
движения. Основной мотив «Тезисов» — мотив внутреннего раскаяния и сокрушения,
противопоставляемого всякого рода внешней активности, любым делам, подвигам и заслугам.
Центральная мысль «Тезисов» состоит в следующем: Христову Евангелию идея искупительных
пожертвований глубоко чужда; Бог Евангелия не требует от согрешившего человека ничего, кроме
чистосердечного раскаяния в содеянном. Обличение скрытого неблагочестия церкви во главе с папой
перед богом привело на сторону Лютера всех недовольных властвованием развращенного Рима.
Лютер не признает посредников между богом и человеком, он отвергает церковную иерархию вместе
с папой. Первые теологические сочинения Лютер написал в 1515 – 1516 годах. С 1518 г. Рим
развернул инквизиционный процесс против Лютера, он  был отлучен от церкви.
   Лютер отвергнул большинство таинств, святых и ангелов, культ Богородицы, поклонение иконам
и святым мощам. Все пути спасения — только в личной вере человека. Утверждая непререкаемость
авторитета Писания, Лютер настаивал на праве каждого верующего иметь собственное понимание
веры и морали, на свободе совести, сам перевел его на немецкий язык. Уже в 1519 году Лютер
отказался от средневекового представления о тексте Писания как о таинственном шифре, который не
может быть понят без знания установившегося церковного толкования. Библия открыта для каждого, и
ни одна ее интерпретация не может быть признана еретической, если она не опровергнута
очевидными разумными доводами.
   В августе – ноябре 1520 года выходят в свет публикации Лютера, составившие своего рода
реформаторскую теологию: «К христианскому дворянству немецкой нации...», «О вавилонском
пленении церкви» и «О свободе христианина». В них намечена программа коренного преобразования
церковной организации и «найдены формулы полного нравственно-религиозного размежевания с
папством». Лютер объявляет войну церковно-феодальному централизму.
   15 – 16 века — время кризиса схоластики и растущего недовольства ею со стороны гуманистов и
пионеров естествознания. О своем отношении к схоластике Лютер заявил летом 1517 года и
затрагивает эту тему в своем программном сочинении «Гейдельбергская диспутация» (1518 г.).
    Бог, в его понимании, определяется как вещь непознаваемая, абсолютно трансцендентная по
отношению к способности рационального осмысления мира. Любую попытку исследовать, что есть
бог, или хотя бы доказывать, что он есть, реформатор считает тщетной и ложной. Бог лишь настолько
известен человеку, насколько сам пожелал открыться ему через Писание. То, что в Писании понятно,
надо понять; то, что не понятно, следует принять на веру, памятуя, сто бог не лжив. Вера и понимание
— единственные способы отношения человека к творцу.
   Лютер оторвал веру от разума, но одновременно отвергал сверхразумные, экстраординарные
способности, обеспечивающие слияние с божеством. Как было упомянуто ранее, у Лютера познание
бога, каков он в себе и для себя, получила смысл абсолютно непосильной задачи, а применение
разума для ее решения — иррациональное (соблазнительное) действие. Реформатор настаивал на
категорической непримиримости веры к разуму, обосновывающему веру и на категорической
непримиримости разума к вере, пытающейся ориентировать разум в его мирском исследовании.
Область, где разум компетентен — мир и мирское — то, что существующее общее религиозное
сознание означало как посюстороннее (в отличие от потустороннего) и как сотворенное, временное,
обусловленное в отличие от творящего, вечного, абсолютного. Разум должен иметь дело с тем, что
ниже нас, а не над нами. Для Лютера бог скорее безличный неподвижный двигатель Аристотеля или
мироправитель евреев, но никак не распятый Христос.
   Однако отношение к Аристотелю как к символу схоластики выражено в основном лозунге
предлагаемой Лютером университетской реформы «Борьба против аристотелизма». В 1520 – 1522
годах она была на деле проведена в Виттенберге при активном участии Лютера. Из университетского
курса были исключены аристотелевская физика, психология и метафизика. Логика, риторика
сохранились для тех, кто готовился к степени магистра. Реформатор надеялся, что, отлучив
схоластику от университетов, он сделает их центром нестесненного изучения свободных искусств,
практически полезных наук и нового богословия. Однако уже к концу 20-х годов обнаружилось, что
схоластика возрождается и продолжает расти. Поздние сочинения Лютера, в частности его обширное
«Толкование Первой книги Моисея» (1534 – 1545 гг.), «пронизаны горьким сознанием
«неистребимости» схоластического стиля мышления».
   Лютер решительно отвергал астрологию, не признал гелиоцентрическую гипотезу, однако, нет
оснований считать его «антикоперниканцем», поскольку он даже не знал ни имени Коперника, ни его
учений.
   Реформа Лютера, несмотря на относительно прогрессивные черты, имела классовый и
исторический характер. В сущности, она выражала интересы князей и городского богатого патрициата,
но не интересы широких масс. Этот мир является юдолью греха и страданий, спасение от которых
следует искать в боге. Государство - орудие земного мира, и поэтому оно отмечено грехом. Мирскую
несправедливость нельзя искоренить, ее можно лишь терпеть и признавать, подчиняться ей.
Христиане должны подчиниться власти, не бунтовать против нее. Взгляды Лютера поддерживали
интересы, требующие сильной государственной власти. По словам К. Маркса Лютер победил рабство
по набожности только тем, что на его место поставил рабство по убеждению.
   Мартин Лютер — противоречивый выразитель переломной эпохи. Реформатор умудряется
продвигаться вперед, к новому времени, даже в своих самых ранних сочинениях.
   Критика всех инстанций церковного авторитета; понимание свободы совести как неотчуждаемого
личного права; признание самостоятельного значения государственно-политических отношений;
защита идеи всеобщего обучения; отстаивание нравственного значения труда; религиозное освящение
деловой предприимчивости — таковы установки учения Лютера, приближавшие его к раннебуржуазной
идеологии и культуре.
   Успешным продолжением лютеранских начинаний явилась швейцарская  реформация Ульриха
Цвингли и Жана Кальвина.
Жан Кальвин 
   После спада первой волны Реформации (1531) подымается вторая волна, связанная с
личностью французского теолога Жана Кальвина (1509 – 1564), который большую часть своей жизни
провел в Швейцарии.
   Герой его ранних сочинений (как и у Лютера) — человек, до ущербности несоразмерный творцу,
но в то же время наделенный возвышенным божественным сознанием свой несоразмерности.
Ничтожество трактуется как качество, присущее только одному божественному совершенству.
Абсолютно неправомерно, чтобы одни люди взирали на других с божественной высоты, только перед
богом люди равны.
   Кальвин под влиянием идей Лютера отрекся от католической церкви и примкнул к
протестантскому движению. В Швейцарии он написал свой главный трактат «Наставления в
христианской вере», его догмы выражали интересы самой смелой части тогдашней буржуазии.
Кальвин не выдвинул принципиально новых идей, но систематизировал идей Лютера, Цвингли.
   Кальвинизм, однако, еще более упростил христианский культ и богослужение, придав церкви
демократический характер (выборность руководства церкви мирянами), отделил ее от государства,
хотя и оставил самостоятельной политической системой.
   Кальвин стоит на тех же позициях, что и Лютер, т.е. земная жизнь — это путь к спасению, в этой
жизни надо терпеть и пр. Однако он подчеркивает большую возможность активного включения
христианина в земные дела. Приобщение к светским благам связано с владением имуществом и его
умножением, необходимо лишь умеренное пользование богатством в согласии с божьей волей. Для
Кальвина демократия — не лучший способ правления, он считал наиболее удачной политической 
системой олигархию, в крайнем случае — умеренную демократию. С 1536 года Кальвин поселился в
Женеве, где в 1541 году становится фактическим диктатором города, добивается подчинения
светской власти церкви.
   Основа кальвинизма — учение о божественном предопределении. Кальвин упростил и усилил это
учение, доведя его до абсолютного фатализма: одни люди еще до рождения предопределены богом к
спасению и небесному блаженству, а другие — к гибели и вечным мукам, причем никакие действия
человека, ни его вера не в силах это исправить. Человек спасается не потому, что верит, а верит
потому, что предопределен к спасению. Божественное предопределение скрыто от людей, и потому
каждый христианин должен прожить свою жизнь так, как если бы он был предопределен к спасению.
   Кальвин проповедовал предельное ограничение своих жизненных потребностей, отказ от земных
удовольствий, бережливость, постоянный упорный труд и совершенствование профессионального
мастерства. Успех в профессиональной деятельности — признак богоизбранности, профессия
выступает как призвание, место служения богу, поэтому профессиональный успех — самоценность, а
не средство достижения материальных благ.
   Критика роскоши и праздности переходила в отрицание художественного творчества, литературы
и искусства, в запрет на все увеселения и развлечения.
   Провозглашенную Реформацией свободу совести и толкования Библии Кальвин свел к свободе
от католицизма, не допуская критики своего учения.
Томас Мюнцер
     С наиболее радикальным изложением мистики мы встречаемся в учении вождя народной
революции в Германии Томаса Мюнцера (1490 – 1525 гг.) — церковного проповедника, идеолога
крестьянско-плебейского лагеря Реформации. Он отошел от мещански ограниченного лютеранства,
критиковал его за то, что в нем идет речь лишь о вопросах индивидуального спасения и без внимания
остается земной порядок, который считается неприкосновенным.
   Реформация вообще связана со средневековой мистикой, приняла ее элементы и приспособила
к своему учению о внутреннем, индивидуальном отношении к богу. Но реформацию Мюнцер видел не
сколько в обновлении церкви и ее учения, сколько в совершении социально-экономического
переворота силами крестьян и городской бедноты. Религиозно-философские воззрения Мюнцера
основаны на идее необходимости установления такой «божьей власти» на земле, которая принесла
бы социальное равенство. Он, как сторонник идеи уравнительного коммунизма, требовал
немедленного установления на земле «царства божьего», под которым понимал не что иное, как
общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной
собственности, ни государственной власти. Власть можно считать только тогда законной, когда он
осуществляется от имени народных масс и в их интересах.
   По Мюнцеру Бог вездесущ во всей своих творениях. Он проявляется, однако, не как данность, но
как процесс, открывающийся тем, кто несет в себе божью волю. Христос не является исторической
личностью, а воплощается и обнаруживается в вере. И только в вере, без официальной церкви, может
быть выполнена его роль искупителя.
Контрреформация
   Католицизм не мог не отреагировать на появление протестантского движения. Появилось
движение контрреформации. Участники движения остро ставят вопрос об укреплении единства в
самой организации католической церкви, об усилении внутренней дисциплины и папской
централизации, но главной была открытая борьба католицизма против протестантизма.
   Возникла инквизиция как проявление и следствие кризиса церковной власти и идеологии:
необходимо было церковную идеологию привести в соответствие с новой общественной ситуацией и
новыми идейными течениями эпохи. Инквизиция стала средством борьбы с Реформацией. Ее ядро
составили иезуиты.
Заключение
   Только в эпоху Возрождения уровень общественного сознания позволил реализовать идеи
протестантизма, ранее существовавшие только в теории. В этот период доминирующей основой
(аспектом философских воззрений) являлось эстетическое начало, которое являлось прямой
противоположностью не знавшей предела средневековой моралистики, отрицательно относящейся ко
всему телесному, способному умалить достоинства божественного, так явно находящей свое
отражение в классических религиозных  догматах католической церкви. Возрождение выдвигает
прекрасное на первый план, причем в отличие от античности прекрасное — это не столько подражание
природе, сколько творчество художника. Объектом этого творчества является человеческое тело,
безмерное любование его красотой, т.е. торжествует антропоцентризм в его личностно-материальном
значении, но без утраты духовного.
   Очевидна исключительная роль эпохи Возрождения в становлении мировой цивилизации и
культуры. Не провозглашая никакого социально-политического идеала; не требуя переделки общества
в ту или иную сторону;  не совершая никаких научных открытий и достижений в художественном
творчестве, эпоха изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты.
Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от авторитарной опеки папства и
церкви, получил высшую для него санкцию — религиозную — на то, что только собственный разум и
совесть могут подсказать ему, как следует жить.
   Эпоха Возрождения способствовала появлению независимого человека свободой
нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках. В
носителях протестантских идей выразился новый тип личности с новой культурой и отношением к миру.
   Реформация упростила, удешевила и демократизировала церковь, поставила внутреннюю
личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала нормам буржуазной морали
божественную санкцию.
   Церковь постепенно утратила позицию «государства в государстве», ее влияние на внутреннюю
и внешнюю политику значительно уменьшилось, а позже и вовсе сошло на нет. В период великих
географических открытий, новых научных знаний и технических усовершенствований заложились
основы буржуазного производства и появился новый социальный тип – «предприниматель».
Формировался капитализм, уже существовавший в городах как уклад, охватывающий лишь часть
производства. Таковы заслуги периода Реннесанса и Реформации.