Книжная графика
   История книги тесно связана с историей изобразительного искусства и графики, т. к. именно
художникам принадлежала видная роль в создании рукописных книг. Они были творцами и шрифта, и
украшений, и рисунков.
   Художник средствами изобразительного искусства воплощает идейно-художественный замысел,
создает художественно-декоративный облик книги.
   Он должен не только знать шрифты и уметь использовать их, но также уметь их видоизменять,
создавать новые — соответствующие его замыслу, стилю книги, характеру литературного
произведения. Работая над иллюстрацией, художник должен четко представлять себе, как она будет
сочетаться с полосой набора на соседней странице, каким будет разворот книги.
   В настоящее время существуют различные виды литературы и различные типы книг, назначение
и круг читателей которых определяет тираж, формат, степень и характер оформления.
Художественная литература — самый большой раздел в книгоиздательстве, она тесно связана с
изобразительным искусством, поэтому хорошо оформляется и иллюстрируется. Книги для детей
славятся богатством оформления, большими форматами, четким, легким для чтения шрифтом.
Политическая литература, как правило, оформляется в простых и строгих тонах, где в качестве
иллюстративного материала нередко выступают фотографии. Научно-техническая литература
(учебники и словари) оформлена скромно, если не сказать скупо. Специальные издания составляют
особую группу, которая называется библиофильской. Оформление и иллюстрирование таких изданий
поручается лучшим мастерам. Используются редкие и дорогие материалы, которые не применяются
для массовых изданий.
   Книга состоит из следующих элементов.
   Обложка — художественное решение покрытия книги, в которой заключен книжный блок.
Решение обложки должно быть условно-декоративным, ясным, придавать книге красивый внешний
вид, но в то же время давать точную характеристику книги, раскрывать ее основной смысл, стиль и
образный строй. На обложке должны быть шрифтовые элементы, отражающие основные
заголовочные данные.
   Титульный лист — правая половина первого разворота книги. Титул содержит более сложные
шрифтовые элементы, поясняющие заголовочные и издательские данные. Если на левой странице
первого разворота помещается иллюстрация или печатается портрет автора, такая страница
называется фронтисписом. Рисунок на титуле применяется сравнительно редко и имеет больше
декоративное значение.
   Шмуцтитулами называются отдельные листы, которыми открываются части, разделы книги. На
шмуцтитуле помещается заголовок и несложный орнаментальный мотив или рисунок.
   Суперобложкой называется художественно решенное бумажное покрытие книги поверх
обложки. Главная задача — привлечь внимание к книге и на некоторое время предохранить обложку
от повреждения.
   Иллюстрации — это рисунки, образно раскрывающие литературный текст, подчиненные
содержанию и стилю литературного произведения.
   Заставка — небольшая композиция орнаментального характера или в виде рисунка,
открывающего какой-нибудь раздел текста.
   Концовка — небольшой рисунок или орнаментальный мотив, завершающий последнюю страницу
какого-либо раздела или всей книги.
   Инициал — начальная буква в тексте книги, созданные художником.
   Спуском или спусковой полосой называют первую страницу текста книги, обычно украшенную
заставкой или буквицей.
   
   В России первые рукописные книги с изображениями появились в 10 в. Широкому
распространению книги способствовало изобретение в середине 15 века книгопечатанья.
   Особенностью современной книжной графики является ее связь с полиграфией, ее зависимость
от уровня и культуры труда полиграфического производства. Задачи книжной графики
подразделяются на:
·      оформление книги (внешний вид, рисованные шрифтовые элементы);
·      композиционное построение текстового набора и т. д.;
·      иллюстрирование книги (образное раскрытие литературного текста с помощью рисунков).
   В графике распространены штриховые и тоновые иллюстрации. Встречаются иллюстрации,
исполненные в объемно-пространственном плане и условно-плоскостной трактовке. Также существуют
свои принципы разработки светотени, объемов и перспективы, свои масштабы и приемы композиции.
Вот почему обычные графические станковые произведения, если их даже уменьшить до книжных
форматов, не могут служить иллюстрациями и будут лишь репродукциями, вклеенными в книгу.