Детский фольклор
Введение
   Сказка — понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести
то или иное прозаическое произведение к сказкам. Жизнь сказки — это непрерывный творческий
процесс. В каждую эпоху происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета. На
примере сказки П. П. Ершова «Конек-Горбунок» мы проследим проявление народных традиций в
литературной сказке.
Анализ
   П. П. Ершов, будучи гимназистом, увлекался фольклором. Среди стариков он внимательно
прислушивался к рассказам о поверьях, обычаях, жизни русского народа. В 1834 году сказка Ершова
«Конек-Горбунок» предстала на суд взыскательной публики и до сих пор является образцом
литературной обработки народной сказки. В чем же ее особенность? На наш взгляд, в отношении
писателя к форме повествования: здесь ощущается влюбленный в свое дело русский сказочник, а не
просто писатель, интерпретирующий сказку.
   Кроме того, «Конек-Горбунок» состоит из ряда сюжетов, которые появляются в народных
сказках.
1.   Отец поручает трем сыновьям оберегать свое добро, а выполняет это младший сын (в
народной сказке это вариация конфликта главного героя с социальными силами: предательство
старших братьев или тема несправедливого раздела имущества).
2.   Чудесный конь помогает положительному герою.
3.   Перо чудесной птицы приносит горе и т. п.
   Все эти мотивы встречаются в сказках «Сивка-бурка», «Свинка золотая щетинка», «Жар-птица и
Василиса-царевна».
   Ершов в сказке удивительно точно передает мироощущение народа. Уже с первых строк мы
видим не невежественный русский народ, с ограниченным кругозором, а ум, способный мыслить
возвышенно, величественно. Ершов не просто говорит, что в такой-то семье живет такой-то мужик, а
выносит повествование за рамки обыденности на какой-то вселенский простор:
За горами, за лесами,
За широкими полями,
Против неба — на земле,
Жил старик в одном селе.
   Село — это частичка вселенной, но автор показывает и более реальную жизнь крестьянского
народа:
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.
   В сказке показаны и праздничные стороны крестьянского труда:
Чистить коней начинает,
Умывает, убирает,
Гривы длинные плетет,
Разны песенки поет…
А убрав их, в оба чана
Нацедил сыты медвяной
И насыпал дополна
Белоярого пшена.
   Сказочный мир Ершова органично слит с крестьянской повседневностью, в нем даже
волшебные, сказочные образы обладают земной красотой, земными чертами.
   Например, Жар-птица — это ветер, облако, молния, жар в крестьянской печи, рыжий петух за
околицей. С ней связан и образ зарницы (когда над хлебным полем вспыхивают огоньки).
   Царь-девица живет в сказочном золотом дворце, этот мотив тоже взят из фольклора, точнее,
периода языческих поверий о дворце бога Ярилы.
Подъезжают; у ворот
Из столбов хрустальный свод;
Все столбы те завитые
Хитро в змейки золотые,
На верхушках три звезды,
Вокруг терема сады,
На серебряных там ветках
В раззолоченных во клетках
Птицы райские живут.
   Ершовский Иванушка — типичный персонаж русского фольклора. Он дурачит окружающих,
разыгрывает из себя глупца. Он не жаден, ему не нужны деньги, почести и слава. Среди других героев
Иванушка-дурачок самый свободолюбивый человек. Он простодушен, правдив. В общении с царем он
свободен и смел:
Чудно дело! Так и быть,
Стану, царь, тебе служить.
Только, чур, со мной не драться
И давай мне высыпаться,
А не то я был таков.
   Образ Конька-Горбунка, можно сказать, «двойник» Иванушки-дурачка. Иванушка-дурачок под
своей глупостью прячет качества, свойственные русскому богатырю, Конек-Горбунок —
«паршивенький» жеребенок, который также таит все признаки могучего коня. Конек-Горбунок не
только чудесный помощник (как в народной сказке), а еще и верный друг и товарищ.
   Ершов сохраняет традиционные повторы в сказке (братья идут сторожить хлеба), совмещает
народные и литературные традиции того времени.
   Ершов уловил и воплотил в своей «волшебной сказке» самую суть народной культуры, которая
связана с ранними языческими и с более поздними христианскими представлениями.
Биографическая справка
   Ершов Петр Павлович — известный писатель (1815 – 1869 гг.), уроженец Сибири; образование
получил в Петербургском университете; был директором гимназии в Тобольске. Печатал
стихотворения в «Библиотеке для чтения» Сенковского и в «Современнике» Плетнева. Известность
доставила Ершову сказка «Конек-Горбунок», написанная им еще на студенческой скамье и впервые
напечатанная отрывком в 3-м томе «Библиотеки для чтения» (1834 г.) с похвальным отзывом
Сенковского. Первые четыре стиха сказки набросал Пушкин, читавший ее в рукописи. «Теперь этот
род сочинений можно мне и оставить», — сказал тогда Пушкин. Великому поэту понравилась легкость
стиха, с которым, по его словам, Ершов «обращается, как со своим крепостным мужиком». Вслед
затем сказка вышла отдельной книжкой и при жизни Ершова выдержала 7 изданий; начиная с 4-го
издания, в 1856 г., она выходила с восстановлением тех мест, которые в первых изданиях заменены
были точками. "Конек-Горбунок" — произведение народное, почти слово в слово, по сообщению
самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал; Ершов только привел его в
более стройный вид и местами дополнил. Простой, звучный и сильный стих, чисто народный юмор,
обилие удачных художественных картин (конный рынок, суд у рыб, городничий) доставили этой сказке
широкое распространение; она вызвала несколько подражаний (например, "Конек-Горбунок с золотой
щетинкой").