Значение речевых характеристик в комедии "Недоросль"
   Если провести опрос среди читавших комедии Фонвизина, то наверняка окажется, что первое, на
что обращает внимание современный читатель комедии "Недоросль", — это фамилии действующих
лиц. "Говорящие" фамилии сразу задают представление о персонаже, рисуют его стереотипный образ
перед читателем (зрителем). Он перестает быть относительно объективным наблюдателем событий и
психологически уже становится их участником. Зрителю не дали возможность самому оценить героев и
их действия. С самого начала, с фамилий действующих лиц, читателю было указано, где
отрицательные персонажи и где положительные. И роль читателя сводится к тому, чтобы увидеть и
запомнить тот идеал, к которому надо стремиться.
   Руководствуясь не только фамилиями, но и поступками героев, действующих лиц можно
разделить три группы:
·      первая группа — отрицательные (Простаковы, Митрофан, Скотинин);
·      вторая группа — положительные (Правдин, Милон, Софья, Стародум);
·      в третью группу входят все остальные персонажи; это, большей частью, слуги и учителя.
   Отрицательным персонажам и их слугам присущ простонародный разговорный язык. Словарный
запас Скотининых включает в основном слова, используемые на скотном дворе. Это хорошо
иллюстрирует речь Скотинина — дядюшки Митрофана. Вся она изобилует словами: "свинья",
"поросята", "хлевок". Представление о жизни начинается и кончается также скотным двором. Свою
жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью своих свинок. Например: "Я и своих поросят завести
хочу", "коли у меня... для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку". И гордится этим:
"Ну, будь я свиной сын, если..."
   Вокабуляр госпожи Простаковой (сестры Скотинина) немного более разнообразен, в силу того,
что муж ее — "дурак бессчетный", и ей приходится всем заниматься самой. Но скотининские корни
можно заметить и в ее речи. Любимое ругательство — "скот". Фонвизин иногда отказывает
Простаковой в элементарной логике, чтобы показать, что она недалеко ушла по развитию от своего
брата. Примером могут служить такие фразы: "С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы
отобрали, ничего уже содрать не можем", "Так разве необходимо подобно быть портным, чтобы уметь
сшить кафтан хорошенько?" И, подводя итог сказанному, Простакова заканчивает фразу: "Экое
скотское рассуждение".
   Другие члены семьи Простаковых тоже оставляют желать лучшего. Относительно мужа
Простаковой можно сказать только то, что он немногословен и не открывает рта без указаний на то
своей жены. Но это и характеризует его как "дурака бессчетного", безвольного мужа, попавшего под
каблук своей жены. Митрофанушка тоже немногословен, правда, в отличие от отца, он может говорить
что и когда захочет. Скотининские корни выражаются у него в изобретательности ругательств: "старая
хрычовка", "гарнизонная крыса".
   Свои речевые характеристики — признаки сословий и частей общества, к которым они
принадлежат, имеют слуги и учителя. Учителя: Цыфиркин — отставной сержант, Кутейкин — дьячок от
Покрова. И своей речью они показывают принадлежность: один — к военным, другой — церковным
служителям. Речь Еремеевны — это постоянные оправдания и желания угодить.
   Ругаются:
   Кутейкин: "Меня хоть теперь щелепами, лишь бы выю грешжечу путем накостылять!.. Притча во
языцах!"
   Цыфиркин: "Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски!.. Эка
образина!"
   Здороваются:
   Кутейкин: "Дому владыке мир и многи лета с чады и домочадцы".
   Цыфиркин: "Желаем вашему благородию здравствовать сто лет, да двадцать..."
   Прощаются:
   Кутейкин: "Нам восвояси повелите?"
   Цыфиркин: "Нам куда поход, ваше благородие?"
   Все персонажи, кроме положительных, разговаривают очень колоритно, эмоционально. Можно не
понимать значения отдельных слов, но всегда понятен смысл целого высказывания. Например: "Я
вас доеду", "У меня и свои зацепы востры".
   Обратимся к речи положительных героев. Она такой яркостью не отличается. У всех четверых в
речи отсутствуют разговорные, просторечные фразы. Это речь книжная, речь образованных людей
того времени, которая практически не выражает эмоций. Смысл сказанного складывается из
непосредственного значения слов. У остальных же героев смысл можно уловить из интонации.
   Практически невозможно речь Милона отличить от речи Правдина. О Софьиной манере говорить
тоже очень трудно что-либо заключить, трудно найти особенности. Образованная благонравная
барышня, как бы ее назвал Стародум, чутко воспринимающая советы и наставления любимого дяди.
   Речи Стародума полностью зависят от того, что в уста этого героя автор вложил свою
нравственную идею: правила, принципы, нравственные законы, по которым "любочестивый человек"
должен жить. Монологи Стародума всегда построены схожим образом: он сначала рассказывает
историю из своей жизни, а потом выводит мораль. Например, разговор Стародума с Правдиным. А
диалог Стародума с Софьей — это свод правил, и "...всякое слово врезано будет в сердце".
   В итоге получается, что речь отрицательного героя характеризует его самого, а речь
положительного героя используется автором для выражения своих мыслей.