Просветительские идеалы в комедии "Недоросль"
   В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли.
Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к
развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм — одно из течений, в рамках которого они
творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для
исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувством и разумом, долгом перед
государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался образ человека,
творящего добро, — идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире.
   Русские деятели Просвещения всегда активно участвовали в политической жизни страны.
Писатели, говорил Фонвизин, “...имеют... долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и
предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в
руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества”.
   Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии “Недоросль”, — проблема
воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен
творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности,
самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл
жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у
Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.
   То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок
получше и поваляться в золотой грязи. “Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном
настоящем часе суетяся”. Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они “...не
оставляют двора... двор им полезен”, “...чины нередко выпрашиваются”. Они забыли, что такое душа,
честь, благонравие.
   Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. Правдин берет под опеку
хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. “Тщетно звать врача к больным
неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится” — такой вывод делает Стародум о жизни при
дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры, которые Фонвизин предлагает принять:
ограничить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и придворных — над всей
российской жизнью.
   А вот сформулированные драматургом жизненные “...правила, которым следовать должны...”
настоящие дворяне:
1.   “...Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”.
2.   “Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно,
а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала”.
3.   “Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно
неизмеримо выше всей беглости ума”.
4.   “...Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам”.
5.   “Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин
только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам”.
6.   “Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для
отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия... По моему расчету, не
тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у
себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного”.
7.   “...Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и
от кого зависим... Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда
есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить. Тогда
не было б таких дворян, которых благородство... погребено с их предками. Дворянин,
недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю”.
   Все эти постулаты соответствуют идеям Просвещения, горячим поборником которого был
Фонвизин.