А. Чехов. Пьеса "Вишнёвый сад": идейное содержание
   Пьеса "Вишневый сад" — последнее произведение Чехова. Пьеса была поставлена на сцене
Художественного театра в 1904 году. Наступает XX век, и Россия окончательно становится
капиталистической страной, страной фабрик, заводов и железных дорог. Этот процесс ускорился в
результате освобождения крестьян Александром II. Черты нового видятся не только в экономике, но и
в обществе, меняются представления и взгляды людей, утрачивается прежняя система ценностей.
Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской. Социальный
конфликт пьесы — это конфликт уходящего дворянства с пришедшей ему на смену буржуазией. Другая
сюжетная линия — социально-романтическая. "Вся Россия — наш сад", — так устами своих героев
говорит сам Чехов. Но мечта Ани и Пети Трофимова разбивается о практицизм Лопахина, по воле
которого вырубается вишневый сад. Любовь Андреевна Раневская — это уже не Николай Петрович
Кирсанов из романа Тургенева "Отцы и дети", который пытается приспособиться к своему новому
положению и делает попытки перестроить хозяйство в своем поместье. К концу девятнадцатого века
большая часть помещиков разорилась, что было связано с отменой крепостного права. Дворянство,
привыкшее праздно жить, тратить, но не наживать, не сумело приспособиться к новым условиям.
Любовь Андреевна давно уже "спустила" все свое состояние, ее имение заложено и перезаложено, но
она, в силу привычки, не может изменить свой расточительный образ жизни. Раневская не понимает,
что наступившее время требует от нее постоянных усилий, необходимых для материального
выживания. Любовь Андреевна живет эмоциями, воспоминаниями о прошлом, она растеряна,
сломлена всем происходящим и, я думаю, что, скорее всего, она просто боится думать о настоящем,
уходя в какие-то малозначительные миражи. И если ее можно понять, потому что она всего лишь
женщина, избалованная многолетней праздной привычкой порхать по жизни, то ее брат Гаев — это
смесь тупого самомнения о своей значительности и полнейшей ничтожности во всем. В таком-то
возрасте старый лакей Фирс надевает ему штаны! Это важная деталь в обрисовке характера Гаева.
Чехов писал в дневнике: "Вся Россия — страна каких-то жадных и ленивых людей. Они ужасно много
едят, пьют, любят спать днем и ужасно храпят...". Гаев заявляет, что все свое состояние он "проел на
леденцах". Гаев завершает галерею "лишних людей" в русской классической литературе. Гаев,
произносящий длинные речи, — это всего лишь пародия на культурного и образованного дворянина.
   Конфликт с жизнью разрешается в пользу торжествующего Лопахина, "хищного зверя", по
определению Пети Трофимова. Лопахин — явная противоположность владельцам вишневого сада.
Беспечности и непрактичности старых хозяев вишневого сада противопоставлены энергия и
хозяйственная целеустремленность Лопахина. Он — прямой потомок тех, "чьи лица глядят с каждого
вишневого дерева в саду". Лопахин — потомок крепостных, которые работали на Раневских. Он
ликует, купив имение. Трофимов говорит о Лопахине: "Как в смысле обмена веществ нужен хищный
зверь, который съедает все, что попадается на пути, так и ты нужен". Чехов ясно видел хищническую
природу капитала. Приобретательство калечит человека, становясь его второй натурой. Тонкая,
нежная душа Лопахина рано или поздно загрубеет, потому что "коммерсант" в нем всегда будет брать
верх. Эмоции и нажива — это абсолютно несовместимые понятия. Лопахина потрясают слезы
Раневской, он умен и понимает, что не все можно купить и продать, но практицизм "мужика" побеждает
в нем. Но какую новую жизнь можно построить, загубив прекрасный вишневый сад и отдав землю под
дачи? Жизнь и красота разрушена. Дачники дополнят то, что начал Лопахин.
   Чехов четко показал полную деградацию и моральное оскудение дворянства, разложение его как
класса. Распад дворянской культуры завершает их экономическое разложение. Но, по мнению Чехова,
капитализм — тоже временное явление, потому что несет с собой разрушение. Петя советует
Лопахину "не размахивать руками". Что это значит? В эти слова Чехов вкладывает большое сомнение
в целесообразности действий Лопахина. Трофимов говорит: "Строить дачи, рассчитывать, что из
дачников со временем выйдут отдельные хозяева, — это тоже значит размахивать руками". Герои по-
разному видят свое будущее. Раневская считает, что ее жизнь кончена, Трофимов и Аня даже рады
продаже сада, потому что это дает им шанс начать новую жизнь и вырастить свой сад. Вишневый сад
— это символ прожитого, и с ним уходят слуга Фирс и помещица Раневская. Старого Фирса забывают,
он остается в пустом, заколоченном доме, где, вероятно, умрет не от старости, а от голода и жажды.
Фирс, я думаю, покорно примет смерть, понимая, что свое уже прожил и в его годы не стоит цепляться
за жизнь.
   Чехов показал Россию на перепутье, Россию, в которой еще не изжито до конца прошлое, где еще
и не наступило окончательно настоящее, но уже проглядывает будущее. Петя Трофимов, этот
пассивный мечтатель и идеалист, представляется Чехову человеком, который уничтожит власть и
сможет изменить жизнь. Его мечты о равенстве, братстве, справедливости, по моему мнению, всего
лишь мечты. У Раневских его зовут "облезлым барином" не только из-за внешности, но и из-за того, что
он остается юношей в своих мечтах. Аня верит Трофимову и согласна уехать с ним в Москву. Скорее
всего, она поступит на курсы или станет революционеркой. Пьеса кончается возгласом: "Здравствуй,
новая жизнь". Чехов не показал, какой она будет, да он и не мог показать, потому что это был 1904 год.
Трофимов и Аня полны надежд, испытывают прилив сил и наполнены неудержимым желанием
трудится на благо людей. Петя, по мнению Чехова, должен сменить Лопахина, потому что именно в его
уста автор вкладывает ценную мысль о том, что "вся Россия — наш сад". Чехов был глубоко убежден,
что человеку, чтобы быть свободным, нужен весь земной шар.
   Близилась буря. Чехов предвидел и ждал ее. В каждом произведении Чехова ясно выражен
протест против бессмысленности и пошлости человеческого существования. Пьеса "Вишневый сад" —
это прошлое, настоящее и будущее России. Дали высокую оценку Чехову многие писатели. Алексей
Толстой писал: "Чехов — это Пушкин в прозе". "Вишневый сад" — итог творческого пути писателя. Этой
пьесой Чехов завершил идейное развенчание дворянства, начатое романом Тургенева "Отцы и дети".
За сорок лет, прошедших после отмены крепостного права, дворянство в значительной степени
утратило свои экономические позиции, оно постепенно сходило с арены господствующего класса. В
"Вишневом саде" Чехов впервые дал развернутый бой дворянству как классу. Паразитизм
дворянства, пустозвонство, привычка к незаслуженной роскоши — все глубоко омерзительно
писателю. Сменяющий их новый владелец вишневого сада тоже не является положительным героем.
Он более жизнеспособен, обладает крепкой хваткой, но в погоне за прибылью буржуазия, несомненно,
уничтожит духовные ценности.