2. Социальная сущность труда и исторические формы его организации.

Изучение проблемы развития общества невозможно без изучения социальной сущности труда, отношения к нему, поскольку все, что необходимо для жизни и развития людей, создается трудом. Труд - основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь. Труд, прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Также нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность. Труд - первопричина развития человека. Человек обязан труду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательный характер. Таким образом, понятие "труд" не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов. Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом, и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений.

Общественный труд является общей базой, истоком всех социальных явлений. Он изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях "характера труда" и "содержания труда" (Рис.1). Характер общественного труда определяется тем способом, которым рабочая сила соединяется со средствами производства, формой собственности на средства производства. В первобытном обществе примитивность орудий труда, исключавшая возможность борьбы первобытных людей с силами природы и хищными животными в одиночку, обуславливало необходимость коллективного труда, общинной собственности на средства производства и на продукты труда, поэтому труд носил общественный характер, эксплуатация труда отсутствовала. Развитие общественного разделения труда и расширение обмена привели к тому, что общественная собственность на средства производства уступило место частной собственности, коллективный труд - индивидуальному, частному, родовой строй классовому обществу. Возникло и развивалось товарное производство, достигшее всеобщего характера при капитализме, когда и рабочая сила стала товаром. Труд товаропроизводителя воплощенный в товаре приобрел двойственный характер, выступая с одной стороны, как труд в определенной форме, как конкретный труд, создающий потребительную стоимость, с другой стороны как затрата человеческой силы вообще, независимо от её конкретной формы, как абстрактный труд, создающий стоимость товара. В обществе, где господствует частная собственность на средства производства, двойственный характер труда воплощенный в товаре, отражает противоречия между частным и общественным трудом товаропроизводителей. Частная собственность на средства производства разъединяет людей, делает труд отдельного товаропроизводителя его частным делом. Каждый товаропроизводитель ведет своё хозяйство обособленно от других. Труд отдельных работников не согласован и не увязан в масштабе всего общества, но общественное разделение труда означает наличие всесторонней связи между производителями, которые работают друг на друга, поэтому труд отдельного товаропроизводителя, по существу является общественным трудом.

На предприятии целесообразно осуществлять непрерывную и продуманную мотивацию работников, поддерживая в них стремление к творческой работе с полной отдачей. В ходе экономических реформ, начавшихся в нашей стране в конце прошлого столетия, резко снизилась мотивация труда. Во многом это объясняется тем, что в неизменном (пусть и несколько модернизированном виде) сохранялась тарифно – окладная система оплаты труда. В стремлении уйти от неё многие предприятия были введены бестарифные варианты оплаты. Но пока в трудовые отношения вносятся, как правило, лишь отдельные улучшения, неспособные привести к желаемому результату. В этой ситуации возникает острая необходимость разработки новой мотивационной системы оплаты труда, которая вписывалась бы рамки рыночной экономики и отвечала требованиям Международной организации труда. Сегодня мотивация оплаты труда является неотъемлемой частью маркетинговой политики организаций и предприятий. В равной степени разработка системы оплаты труда является частью менеджмента, поскольку мотивация – один из важнейших рычагов управления человеческими ресурсами компании. И стратегический, и кадровый менеджмент прежде всего ориентированы на человека, поэтому мотивация труда необходима для успешной кадровой политики компании, а следовательно, и для её конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынке. В отечественных организациях определяющим фактором мотивации остаётся заработная плата. Поскольку оплата должна быть достаточной для воспроизводства рабочей силы, в состав заработной платы включают также средства на оплату работникам в случае болезни, отпусков, за период переквалификации или вынужденных перерывов в работе. Сегодня заработная плата далеко не достаточный элемент мотивации труда, так как она трансформировалась из собственно экономической категории в социальную выплату работнику, практически почти не увязанную с количеством, качеством и результатами его труда. В связи с этим маркетинговые службы крупнейших компаний, опираясь на опыт зарубежных, предприятий разрабатывают современные мотивационные системы оплаты труда. Всякий стремящийся к решению этой задачи обязан прежде всего позаботиться о получении ясных ответов на следующие вопросы: каковы факторы, побуждающие сотрудников к эффективной работе? Что их не удовлетворяет? Когда они удовлетворены работой? Эти вопросы касаются психологических аспектов мотивации труда. Получить ответы на эти вопросы помогут тренинги по мотивации труда персонала предприятия и организации, поскольку тренинги как форма обучения ориентированы на психологическую составляющую практической деятельности. Что касается мотивационной системы оплаты труда в аспекте маркетинга и менеджмента как научных направлений, то узнать о новых разработках и актуальных направлениях в системе мотивации можно, посетив семинары по вопросам оплаты труда эффективной в современных экономических условиях. На семинарах по мотивации труда всем желающим предоставляется возможность обучения на теоретическом и практическом опыте специалистов, разрабатывающих механизмы мотивации и применяющих их в практической деятельности. Кроме того, на семинарах можно познакомиться с основами создания и развития системы мотивации, а именно: · система мотивации должна быть ориентирована на удовлетворение потребностей конкретных сотрудников (люди мало ценят то, что легко достаётся и их трудно увлечь обещанием благ в будущем); · мотивация оплаты труда должна учитывать реальные желания сотрудников, чтобы избежать возникновения у них чувства дискомфорта, стрессовых ситуаций; мотивационная система должна создавать предпосылки для формирования нужного поведения человека путём одновременного воздействия целого ряда мотивационных сил. Для этого важно, чтобы мотивационные системы не блокировали друг друга и вступали в противоречие, порождая конфликт мотивов.