В чем протест Катерины в драме «Гроза» Островского
   Александра Николаевича Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя
репертуара для русского национального театра по праву считают "певцом купеческого быта". И сидит
он, изваянный резцом скульптора Андреева, у входа в Малый театр, и напоминает нам о прошлом, о
темном, смешном и страшном мире своих многочисленных героев: Глумовых, Большовых,
Подхалюзиных, Диких и Кабаних. Изображение мира московского и провинциального купечества, с
легкой руки Добролюбова названного "темным царством", стало главной темой творчества
Островского.
   Не исключение и драма "Гроза", вышедшая из печати в 1860 году. Сюжет пьесы прост и типичен
для той среды и эпохи: молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, не найдя отклика своим
чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести и не желая принять
мораль "темного царства" ("Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было"), она признается в
своем поступке всенародно в церкви. После этого признания жизнь ее становится настолько
невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.
   Образ Катерины является самым ярким образом в пьесе Островского "Гроза". Добролюбов,
подробно анализируя образ Катерины, назвал ее "лучом света в темном царстве". Хорошо и беспечно
протекала жизнь Катерины в родительском доме. Здесь она чувствовала себя "на воле". Жила
Катерина легко, беззаботно, радостно. Очень любила свой сад, в котором так часто гуляла и
любовалась цветами. Рассказывая потом Варваре о своей жизни в родном доме, она говорит: "Я
жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как
куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю".
   Катерина отличается от всех представителей "темного царства" глубиною своих чувств,
честностью, правдивостью, смелостью, решительностью. Воспитываясь в хорошей семье, она
сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, искренняя, горячая натура,
открытая душа, которая не умеет обманывать. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу",
— говорит она Варваре, которая утверждает, что все в их доме держится на обмане. Эта же Варвара
называет нашу героиню какой-то "мудреной", "чудной".
   Катерина сильная, решительная, волевая натура. Она с детства была способна на смелые
поступки. Рассказывая о себе Варваре и подчеркивая свою горячую натуру, она говорит: "Такая уж я
зародилась горячая!". Катерина очень любила природу, ее красоту, русские песни. Поэтому речь ее —
эмоциональная, восторженная, музыкальная, напевная — проникнута высокой поэзией и иногда
напоминает нам народную песню. Воспитываясь в родном доме, наша героиня приняла все вековые
традиции своей семьи: покорность старшим, религиозность, подчинение обычаям. Катерина, которая
нигде не училась, любила слушать рассказы странниц и богомолок и воспринимала все их религиозные
предрассудки, отравившие ее молодую жизнь, заставившие Катерину воспринимать любовь к Борису
как страшный грех, от которого она пытается и не может уйти. Попав в новую семью, где все
находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит
участливого отношения к себе. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям,
Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома.
   Постепенно жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно оскорбляет человеческое достоинство
Катерины, становится для молодой женщины невыносимой. В ее душе начинает зарождаться глухой
протест против "темного царства", которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот
процесс развивается... Катерина кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою
правоту, нравственную победу над "темным царством".
   Добролюбов в своей статье, давая оценку образу Катерины, писал: "Вот истинная сила
характера, на которую во всяком случае можно положиться! Вот высота, до которой доходит наша
народная жизнь в своем развитии!". То, что поступок Катерины был типичен для своего времени,
подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье купцов Клыковых. И
долго после этого артисты, исполняющие главные роли в пьесе, гримировались так, чтобы в них можно
было увидеть сходство с Клыковыми.