"Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова
   "Герой нашего времени" — первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический
потому, что у автора и героя "одна душа, одни и те же муки". Психологический потому, что идейным и
сюжетным центром являются не события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому
психологическое богатство романа заключено именно в образе "героя времени". Через сложность и
противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том, что нельзя до конца все объяснить:
в жизни всегда есть высокое и тайное, которое глубже слов и идей.
   Одной из особенностей композиции является последовательное раскрытие тайны. Лермонтов
ведет читателя от поступков Печорина (в первых трех повестях) к их мотивам (в 4 и 5 повестях), то
есть от загадки к разгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печорина, а его
внутренний мир, психология.
   Автор использует принцип хронологической инверсии (отказ от последовательного изображения).
Такая композиция в точности соответствует "разочарованной", противоречивой личности человека.
   В первых трех повестях ("Бэла", "Максим Максимыч", "Тамань") представлены лишь поступки
героя. Лермонтов демонстрирует примеры печоринского равнодушия, жестокости к окружающим его
людям, которые показаны либо как жертвы его страстей (Бэла), либо как жертвы его холодного
расчета (бедные контрабандисты). Невольно напрашивается вывод, что психологическим нервом
Печорина является власть и эгоизм: "Какое дело мне, странствующему офицеру, до радостей и
бедствий человеческих?" Но не все так просто. Вовсе не так однотипен герой. Перед нами
одновременно совестливый, ранимый и глубоко страдающий человек. В "Княжне Мери" есть
рефлексия Печорина. Он понимает скрытый механизм своей психологии: "Во мне два человека: один
живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его". А позже Григорий Александрович
открыто формулирует свое жизненное кредо: "Я смотрю на страдания и радости других только в
отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои духовные силы..." Далее Печорин развивает
целую теорию счастья: "Быть для кого-нибудь причиной страданий и радости, не имея на то никакого
положительного права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастье?
Насыщенная гордость". Казалось бы, умный Печорин, знающий, в чем состоит счастье, и должен быть
счастлив, ведь он постоянно и неутомимо пытается насытить свою гордость. Но счастья почему-то
нет, а вместо него — утомление и скука... Почему же судьба героя так трагична?
   Ответом на этот вопрос является последняя повесть "Фаталист". Здесь решаются уже проблемы
не столько психологические, сколько философские и нравственные.
   Повесть начинается с философского спора Печорина с Вуличем о предопределении
человеческой жизни. Вулич — сторонник фатализма. Печорин же задается вопросом: "Если точно есть
предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок?" Этот спор проверяется тремя примерами,
тремя смертельными схватками с судьбой. Во-первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок,
окончившаяся неудачей; во-вторых, случайное убийство Вулича на улице пьяным казаком; в-третьих,
отважный бросок Печорина на казака-убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приходит
к мысли о том, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе. Таким поворотом философской темы
автор избавил роман от мрачного финала. Печорин, о смерти которого неожиданно сообщается в
середине повествования, в этой последней повести не только спасается от, казалось бы, верной
гибели, но и впервые совершает поступок, приносящий пользу людям. И вместо траурного марша в
финале романа звучат поздравления с победой над смертью: "…офицеры меня поздравляли — и
точно было с чем".
   Герой относится к фатализму предков двойственно: с одной стороны, он иронизирует по поводу
их наивной веры в светила небесные, с другой стороны — откровенно завидует их вере, так как
понимает, что любая вера — благо. Отвергая прежнюю наивную веру, он сознает, что в его время
нечем заменить утраченные идеалы. Несчастье Печорина в том, что он сомневается не только в
необходимости добра вообще; для него не только не существует святынь, он смеётся "над всем на
свете"... А безверие порождает либо бездействие, либо пустую деятельность, которые являются
пыткой для умного и энергичного человека. Показывая мужество своего героя, Лермонтов
одновременно утвердил необходимость борьбы за свободу личности. Григорий Александрович очень
дорожит своей свободой: "Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз поставлю свою жизнь на
карту, но свободы своей не продам". Но такая свобода без гуманистических идеалов связанна с тем,
что Печорин постоянно пытается подавить голос своего сердца: "Я давно уже живу не сердцем, а
головой".
   Однако Печорин не самодовольный циник. Выполняя "роль палача или топора в руках судьбы",
он сам страдает от этого не меньше, чем его жертвы, весь роман — это гимн мужественной,
свободной от предрассудков личности и одновременно реквием одаренному, даже гениальному
человеку, который не смог "угадать своего высокого назначения".