Гуманизм в творчестве Платонова
               (на примере рассказа “Потомки солнца”)
1.  Творчество Платонова: особенности и умения
   Творчество писателя Платонова занимает особое место в русской литературы. Его интересно
читать, анализировать, чувствовать.
   Произведения Платонова отличаются своей непредсказуемостью, неожиданностью событий.
Еще в то время и доброжелатели, и хулители Платонова говорили о его странных героях,
неожиданных, оборванных финалах, о невозможности пересказать произведение ни на основе логики
событий, отраженных в нем, ни опираясь на логику его героев. Эти особенности поражают и нас,
современных читателей.
   Именно это порывает даже самых яростных обличителей Платонова на восхищение мощным
художественным даром писателя — плотностью повествования, универсальностью обобщения на
уровне одной фразы текста, колоссальной свободой в языковой стихии русского языка, способного
выразить даже мучительную немоту мира и человека.
   Платоновские произведения отличаются отсутствием метафоричности, что присуще
“традиционному” стилю сравнения в повествовании. Платонов, скорее, использует прием
“деметафоризации” и метонимические конструкции. Каждая из единиц текста построена по законам
целого, как бы сверх смысла.
   Любимая синтаксическая конструкция Платонова — сложноподчиненное предложение с
избыточным употреблением союзов “потому что”, “чтобы”, “так как”, “дабы”, фиксирующих причины,
цели, условия того образа мира, который создается в сознании героя.
   Писатель настолько умеет жалеть человека, что читатель невольно окунается в мир героя, в его
внутреннее состояние и сам желает оказать ему помощь в трудных ситуациях. Потребность проливать
слезы над чужим горем у Платонова настолько сильна и ненасытна, что он неутомимо и изощренно
вызывает в своем воображении самые мрачные картины, самые жалостливые положения… Фантазия
художника не знает и не хочет знать никаких ограничений… Он делает все, чтобы вызвать у читателя
единственное из известных наслаждений — чувство жалости, ради чего сгущает краски,
преувеличивает, окунает нас во все переживания героев “с головой”.
2. Рассказ “Потомки Солнца”
   Платонов написал в 20 – 30-е годы замечательный по содержанию рассказ “Потомки солнца”.
Само название привлекает читателя и манит его открыть и прочитать данное произведение. С
рассказом “Потомки солнца” школьники знакомятся в хрестоматии для XI класса. Эта книга была
выпущена в 1993 году в Москве издательством “Просвещение”.
   Писатель выбрал для своего героя тернистый путь страдания в его поисках той правды, которая
должна восстановить нарушенный порядок жизни и духа. Это прослеживается на протяжении всего
рассказа, который разделен на четыре смысловые части.
   В первой из них нам рассказывается о детских годах главного героя —  инженера Вогулова: “Он
был когда-то нежным, печальным ребёнком, любящим мать и родные плетни, и поле, и небо над всеми
ими”.
   Во второй части мы узнаём, что Вогулов, тот самый некогда нежный мальчик, а теперь седой
согнутый человек с блестящими ненавидящими глазами, становится главным руководителем по
перестройки земного шара.
   Вогулов считает, что “Земля, с развитием человечества, становится всё более неудобна и
безумна. Землю надо переделать руками человека, как нужно человеку”. Он руководит миллионными
армиями рабочих, которые вгрызаются машинами в Землю и меняют её образ. Работает бессменно,
бессонно, с горячей в сердце ненавистью, с бешенством, с безумием и беспокойной неистощимой
гениальностью.
   Вогулов изменяет рельеф планеты, чтобы руководить потоками ветров. Он придумывает
огромный по своей мощности источник энергии — ультрасвет, с помощью которого “армия рабочих в
двадцать – тридцать тысяч человек могла бы пустить в атмосферу Гималаи”. Вот картина действия
адской машины: “Ураган сметал страны, молнии засверкали в атмосфере, и до дна стал вздыхать
Атлантический океан, нахлобучивая миллиарды тонн воды на острова”.
   Вогулов командовал миллионами машин и сотнями тысяч техников. “В бешенстве и неистовстве
человечество билось с природой. Зубы сознания и железа вгрызались в материю и пережёвывали её.
Безумие работы охватило человечество. Температура была доведена до предела — дальше уже шло
разрушение тела, разрыв мускул и сумасшествие”.
   В будущем Вогулов хотел переселить человечество в Антарктику, “остальная же площадь земли
будет отведена под хлеб и под опыты и пробы человеческой мысли, она будет мастерской, обителью
машин и пашней”.
   Но на этом Вогулов не останавливается. Он надеется “постигнуть мир... и пересоздать
вселенную”, убежденный в своем праве “беспощадно” вмешаться в создание творца, который когда-
то, играя, сделал звезды и пространства”.
   Смысл жизни Вогулова заключается в идее перестроить Вселенную, для чего изобретает
фотоэлектромагнитный резонатор-трансформатор, на производство которого работают огромное
количество людей. “Но этого было мало: человек работал слишком медленно и лениво” и Вогулов
привил рабочим микроб энергии, который “делал ненужной вечность — довольно короткого мига,
чтобы напиться жизнью досыта и почувствовать смерть, как исполнение радостного инстинкта.
   Для чего же ему нужна эта “перестройка”? Зачем он стремиться к этому? Платонов объясняет
нам это в заключительной части рассказа. Любовь — вот причина всех его стремлений. Трагическая
молодая любовь главного героя явилась толчком ко всем его свершениям. Здесь же писатель делает
вывод, что: “Только любящий знает о невозможном, и только он смертельно хочет этого невозможного
и сделает это возможным, какие бы пути ни вели к нему”.
3. Гуманность — главная ценность
   Рассказ “Потомки солнца” учит нас, читателей, тому, что человек должен жить в согласии с
природой, не разрушать, не перестраивать её, а особенно, в таких глобальных масштабах, как это
сделал инженер Вогулов.
   Платонов через свои произведения показывает нам силу и величие чувств, учит жить, а не
существовать, учит быть человеком с большой буквы. Необходимо всегда оставаться, прежде всего,
человеком, а не “машиной”, следовать принципам гуманности и преданности тому, чему мы обязаны
всем тем, что имеем.
   Человек — не царь природы, а ее часть, её дитя. Он как родной сын должен любить, уважать,
защищать её, не давать в обиду. Ведь человек без природы —  ничто, без неё он не способен
существовать.