Достоевский
Трагедия Раскольникова
   В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — характер героя
шестидесятых годов девятнадцатого века, разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова.
   Раскольников совершает преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру, безобидную,
простодушную Лизавету. Преступление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не
воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим.
   В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными
качествами: Родион был «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше
среднего, тонок и строен». В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство
человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников
воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится
последним с отцом умершего товарища, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова, с
которым был едва знаком. Он презирает тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем
нет дурных и низких черт. Лучшие герои романа — Разумихин, преданнейший друг Раскольникова,
Соня, несчастное создание, жертва гниющего общества, — восхищаются им, даже его преступление не
может поколебать эти чувства. Он вызывает уважение у следователя Порфирия Петровича — очень
умного человека, догадавшегося раньше всех о его преступлении.
   И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние. Как, почему это могло случиться?
Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за «униженных и
оскорбленных», совершил убийство «по теории», реализуя абсурдную идею, рожденную социальной
несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Нищенское состояние, в котором он сам
находился, и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную теорию «крови по
совести», а теория вылилась в преступление.
   Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу
«все дозволено», но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается
чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников,
измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий «хозяев жизни», сближает его с негодяем
Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти два противоречивых и сложных характера считают,
что человеку, обладающему силой и злостью, «все дозволено».
   «Мы одного поля ягоды», — говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион понимает, что это
так, потому что они оба, хотя по разным мотивам, «перешагнули через кровь».
   Конечно, нельзя равнять Свидригайлова и Лужина с Раскольниковым. Первый имеет, как я уже
сказал, весьма противоречивый характер: он одновременно добрый, честный человек, совершает ряд
добрых поступков, таких как, например, огромная помощь детям Мармеладовых, но в то же время на
его совести оскорбленная честь Дуни, несколько странная смерть его жены, Марфы Петровны.
Свидригайлова нельзя назвать ни плохим, ни хорошим человеком, нельзя назвать его и «серостью»,
скорее, это человек, в душе которого борется добро и зло. И то и другое попеременно держат победу,
но, к сожалению, в результате берет свое зло — Аркадий Иванович кончает жизнь самоубийством. С
Лужиным несколько проще: сладострастное ничтожество, которое в своих мечтах стремится унизить и
властвовать над более умным и чистым душой, чем он сам. Такого человека невозможно
противопоставлять Родиону Раскольникову.
   Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая должна была вывести его из
тупика, завела его в самый беспросветный из всех возможных тупиков. Сознание этого вызывает
страдание и муки героя, почувствовавшего после убийства свое полное отторжение от мира и людей:
он не может находиться рядом с любимой матерью и сестрой, не радуется природе, он, словно
ножницами, отрезал себя от всех.
   Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли
о том, что он не Наполеон, а «тварь дрожащая», «вошь», сознание бессмысленности совершенного
злодеяния — все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Родион понимает
несостоятельность своей теории «сильного человека», она не выдержала проверки жизнью. Герой
терпит крах, как всякий человек, связавший себя с ложной идеей. И в этом тоже трагедия
Раскольникова.
   Достоевский-психолог с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его
душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: эти муки совести сильнее
наказания каторгой.
   И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который ищет выход из мира зла и
страданий, жестоко ошибается и терпит страшное наказание за свое преступление.
   Очень чутко, во многом пророчески, Достоевский понял уже в девятнадцатом веке роль идей
общественной жизни. С идеями — по Достоевскому — нельзя шутить. Они могут быть благотворны, но
могут оказаться разрушительной силой и для человека, и для общества в целом.
Униженные и оскорбленные
   «Преступление и наказание» — роман Ф. М. Достоевского — это «психологический отчет одного
преступления», преступления, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший
старуху-процентщицу. Однако в романе речь идет о необычном уголовном преступлении. Это, если так
можно выразиться, идеологическое преступление, а исполнитель его — преступник — мыслитель,
убийца-философ. Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того, чтобы
помочь своим близким: матери и сестре. Это преступление явилось следствием трагических
обстоятельств окружающей действительности, результатом долгих и упорных размышлений героя
романа о своей судьбе, о судьбе всех «униженных и оскорбленных», о социальных и нравственных
законах, по которым живет человечество.
   Жизнь предстает перед ним как клубок неразрешимых противоречий. Повсюду он видит картины
нищеты, бесправия, подавления человеческого достоинства. На каждом шагу ему встречаются
отверженные и гонимые люди, которым некуда деться. Их примером служат Соня Мармеладова,
Катерина Ивановна и многие другие. Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении. Ему
тоже, по существу, некуда пойти. Живет он впроголодь, ютится в жалкой каморке, похожей на шкаф,
откуда его грозят вышвырнуть на улицу. Под угрозой оказалась судьба его матери и сестры. А судьба
Мармеладова? В разговоре Мармеладова с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что в
нищем (а значит и в нем) никто не подозревает благородства чувств. А в нем это благородство есть.
Он способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за голодных детей,
оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони.
При всей, казалось бы, потере Мармеладовым человеческого облика, его невозможно презирать. В
словах Мармеладова — боль за то, что он, будучи однажды выгнан из человеческой компании, уже
больше никогда не будет в нее допущен. Перед нами оскорбленный, но сохранивший чувство
собственного достоинства человек, глубоко сознающий свое падение, но не в силах ничего изменить.
Осмелишься ли осудить человека, судьба которого сложилась так трагически не только по его вине?
Это человек, а в нем не хотят видеть человека.
   Вспомним жизнь Катерины Ивановны. Она больна чахоткой, о чем говорят красные пятна на ее
лице, которых так боится Мармеладов. Из его рассказа о жене мы узнаем, что она из дворянской
семьи, воспитывалась в губернском дворянском институте. Выйдя замуж без родительского
благословления, оказавшись в отчаянном положении, с тремя детьми на руках, она после смерти мужа
вынуждена была пойти замуж за Мармеладова. «Можете судить потому, до какой степени ее бедствия
доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но
пошла! Плача и рыдая и руки ломая, пошла! Ибо некуда было идти». Но облегчения не наступило и
после замужества: муж выгнан со службы и пьет, грозит выгнать квартирная хозяйка, бьет
Лебезятников, плачут голодные дети. Не жестокость руководит ею, когда она посылает Соню на
панель, а отчаяние и безысходность. Катерина Ивановна понимает, что Соня принесла себя в жертву
близким.
   Именно поэтому, когда Соня вернулась с деньгами, она «весь вечер в ногах у нее на коленях
простояла, ноги ей целовала, встать не хотела». Мармеладов дает жене точную характеристику,
говоря, что она «горячая, гордая, непреклонная». Но человеческая гордость ее, как и Мармеладова,
попирается на каждом шагу, о достоинстве и самолюбии заставляют забыть. Бессмысленно искать
помощи и сочувствия у окружающих, некуда идти Катерине Ивановне, везде тупик. Рассказывая о Соне
и встретившейся Раскольникову девочке, писатель не случайно останавливает внимание читателей на
их портретах: чистота и беззащитность, показанные в портретах Сони и обманутой девочки, не
соответствуют образу жизни, который они вынуждены вести, поэтому Раскольникову «странно и дико
было смотреть на такое явление». Соню толкает на панель нищета и невозможность честно
зарабатывать на жизнь. Ее будущее безрадостно, как и будущее обманутой девочки. Оно
укладывается в формулу: «больница... вино... кабаки и еще больница... года через два-три — калека,
итого житья ей 19 аль 18 лет от роду всего-с...». Достоевский убедительно показывает, что иные
отношения, кроме безразличия, любопытства, злорадной насмешки, противоестественны в этом мире.
Люди смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Все, кроме Раскольникова, слушают
«забавника» Мармеладова «фыркая», «улыбаясь», «зевая», а, в общем, равнодушно. Также
равнодушна толпа зрителей, хлынувших посмотреть на муки умирающего Мармеладова. Во сне
Раскольникова, так похожем на явь, лошадь секут «с наслаждением», «хохотом и остротами».
   Роман «Преступление и наказание» отразил тревогу Достоевского за будущее человечества. Он
показывает, что такой жизнью, которой сейчас живут «униженные и оскорбленные», жить дальше
нельзя. Опираясь на реальный материал действительности, Достоевский выдвигал и освещал
проблемы, имеющие всемирное значение: проблемы борьбы добра и зла в социальной жизни, во
внутренней природе людей; темы жизненного призвания человеческой личности, страдания и протеста,
эгоизма и самопожертвования, преступления и наказания; вопросы общественных, духовных связей
между людьми и их разъединения, справедливого устройства социального мира и многие другие.