Дьявол и его свита в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

История создания романа
   Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни
автора не публиковался. Впервые он был опубликован только в 1966 году, через 26 лет после смерти
Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте. Тем, что это величайшее литературное
произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в
тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа.
   Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то
1928, то 1929 годом. В первой редакции роман имел варианты названий: «Черный маг», «Копыто
инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В.», «Гастроль». Первая редакция «Мастера и Маргариты»
была уничтожена автором 18 марта 1930 г. после получения известия о запрете пьесы «Кабала
святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в
печку черновик романа о дьяволе…» Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 г.
К роману были сделаны черновые наброски, причем здесь уже фигурировали Маргарита и ее
безымянный спутник — будущий Мастер, а Воланд обзавелся своей буйной свитой. Вторая редакция,
создававшаяся до 1936 г., имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий
«Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Черный маг», «Копыто консультанта».
   Третья редакция, начатая во второй половине 1936 г., первоначально называлась «Князь
тьмы», но уже в 1937 г. появилось хорошо известное теперь заглавие «Мастер и Маргарита». В мае –
июне 1938 г. полный текст впервые был перепечатан. Авторская правка продолжалась почти до
самой смерти писателя, Булгаков прекратил ее на фразе Маргариты: «Так это, стало быть,
литераторы за гробом идут?» Булгаков писал «Мастера и Маргариту» в общей сложности более 10
лет. Одновременно с написанием романа шла работа над пьесами, инсценировками, либретто, но этот
роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться, — роман-судьба, роман-завещание. Роман
вобрал в себя почти все из написанных Булгаковым произведений: московский быт, запечатленный в
очерках «Накануне», сатирическая фантастика и мистика, опробованная в повестях 20-х годов,
мотивы рыцарской чести и неспокойной совести в романе «Белая гвардия», драматическая тема
судьбы гонимого художника, развернутая в «Мольере», пьесе о Пушкине и «Театральном романе». К
тому же, картина жизни незнакомого восточного города, запечатленного в «Беге», готовила описание
Ершалаима. А сам способ перемещения во времени назад — к первому веку истории христианства и
вперед — к утопической грезе «покоя» напоминал о сюжете «Ивана Васильевича».
   Из истории создания романа мы видим, что он был задуман и создавался как «роман о дьяволе».
Некоторые исследователи видят в нем апологию дьявола, любование мрачной силой, капитуляцию
перед миром зла. В самом деле, Булгаков называл себя «мистическим писателем», но мистика эта не
помрачала рассудок и не запугивала читателя.
Идейно-художественная роль сил зла в романе
Сатирическая
   Стоит еще раз напомнить, что работа над романом завершалась в 1937 – 1938 годах.
Сатирическое изображение действительности, которая «величественна и прекрасна», было в те годы
более чем опасным. И хотя Булгаков не рассчитывал на немедленную публикацию романа, он, может
быть, невольно, а может, и сознательно смягчал сатирические выпады против тех или иных явлений
этой действительности.
   Обо всех странностях и уродствах бытия своих современников Булгаков пишет с улыбкой, в
которой, однако, легко различить и печаль, и горечь. Иное дело, когда взгляд его падает на тех, кто
отлично адаптировался в этих условиях и процветает: на взяточников и мошенников, начальствующих
дураков и чинуш. На них писатель и напускает нечистую силу, как это было задумано им с первых дней
работы над романом.
   Силы ада играют в «Мастере и Маргарите» несколько необычную для них роль. Они не столько
сбивают с пути праведного людей добрых и порядочных, сколько выводят на чистую воду и
наказывают уже состоявшихся грешников.
   Нечистая сила учиняет в Москве, по воле Булгакова, немало разных безобразий. К Воланду
писатель недаром досочинил его буйную свиту. В ней собраны специалисты разных профилей: мастер
озорных проделок и розыгрышей кот Бегемот, красноречивый Коровьев, владеющий всеми
наречиями и жаргонами — от полублатного до великосветского, мрачный Азазелло, чрезвычайно
изобретательный в смысле вышибания разного рода грешников из квартиры №50, из Москвы, даже с
этого на тот свет. То чередуясь, то выступая вдвоем или втроем, они создают ситуации, порою и
жутковатые, как в случае с Римским, но чаще комические, несмотря на разрушительные последствия
их действий.
   Степа Лиходеев, директор варьете, отделывается тем, что ассистенты Воланда зашвыривают
его из Москвы в Ялту. А грехов у него целый воз. «…Вообще они, — докладывает Коровьев, говоря о
Степе во множественном числе, — в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи
с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ни черта не могут, потому
что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки». «Машину зря гоняют
казенную!» — наябедничал и кот.
   И вот за все это — всего лишь вынужденная прогулка в Ялту. Без чересчур тяжелых последствий
обходится встреча с нечистой силой и Никанору Ивановичу, который с валютой, действительно, не
балуется, но взятки-то все-таки берет, и дядюшке Берлиоза, хитроумному охотнику за московской
квартирой племянника, и руководителям Зрелищной комиссии, типичным бюрократам и бездельникам.
   Зато крайне суровые наказания выпадают тем, кто и не ворует, и вроде бы Степиными пороками
не замазан, но обладает одним, как будто и безобидным, недостатком. Мастер определяет его так:
человек без сюрприза внутри. Финдиректору варьете Римскому, пытающемуся изобретать
«обыкновенные объяснения явлений необыкновенных», ассистенты Воланда устраивают такую сцену
ужасов, что он в считанные минуты превращается в седого старика с трясущейся головой.
Совершенно безжалостны они и к буфетчику варьете, тому самому, что произносит знаменитые слова
об осетрине второй свежести. За что? Буфетчик-то как раз и ворует, и мошенничает, но не в этом
самый тяжкий его порок — в скопидомстве, в том, что он обворовывает и самого себя. «Что-то, воля
ваша, — замечает Воланд, — недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества
прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжело больны или втайне ненавидят
окружающих». Но самая печальная участь достается главе МАССОЛИТА Берлиозу. Беда Берлиоза в
том же самом: он человек без фантазии. Но с него за это особый спрос, ведь это руководитель
писательской организации — и при этом неисправимый догматик, признающий лишь отштампованные
истины. Поднимая отрезанную голову Берлиоза на Великом Балу, Воланд обращается к ней: «Каждому
будет дано по его вере…» С кажущимся всемогуществом вершит дьявол в советской Москве свой суд
и расправу. Таким образом Булгаков получает возможность устроить, пусть лишь и словесно, некий суд
и возмездие литературным проходимцам, административным жуликам и всей той бесчеловечно-
бюрократической системе, которая только суду дьявола и подлежит.
Философская
   С помощью ассистентов Воланда Булгаков ведет свой сатирико-юмористический обзор явлений
московской жизни. Союз с Воландом необходим ему для иных, более серьезных и важных целей.
   В одной из последних глав романа к Воланду, по поручению Иешуа Га-Ноцри, является Левий
Матвей просить за Мастера: «Я к тебе, дух зла и повелитель теней…» «Ты произнес свои слова так, —
замечает Воланд, — как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр
подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела
земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей
шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар,
снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?»
Булгакова меньше всего прельщало наслаждение голым светом, хоть не так уж изобиловала им
окружающая жизнь. Ему дорого было то, что проповедовал Иешуа, добро, милосердие, царство
истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть. Но этим далеко не
исчерпывалось то, что, по его убеждению, нужно было людям для полноты жизни, для вечного
движения мысли и вечной работы воображения, а в конечном счете — для счастья. Без игры света и
тени, без выдумки, без необычностей и загадок жизнь, по Булгакову, не может быть полна. А все это
уже проходит по ведомству сатаны, князя тьмы, повелителя теней.
   Булгаковский Воланд не сеет зло, а только обнажает его при свете дня, тайное делая явным. Но
законное его время — лунные ночи, когда тени господствуют, становятся особенно причудливыми и
таинственными.
   В такие ночи и совершается в романе все самое невероятное и самое поэтичное, что
противостоит безрадостной прозе московского бытия: полеты Маргариты, Великий бал сатаны, а в
финале — скачка Мастера и Маргариты с Воландом и его теперь уже не ассистентами — рыцарями —
туда, где ждет героев их вечный приют и покой. И кто знает, чего во всем этом больше: всемогущества
сатаны или фантазии автора, которая порою сама воспринимается как некая не ведающая ни оков, ни
границ демоническая сила.
Историческая и художественная характеристика Воланда и его свиты
Воланд
   Воланд — персонаж романа «Мастер и Маргарита», возглавляющий мир потусторонних сил.
Воланд — это дьявол, сатана, «князь тьмы», «дух зла и повелитель теней» (все эти определения
встречаются в тексте романа). Воланд во многом ориентирован на Мефистофеля «Фауста» Иоганна
Вольфганга Гете. Само имя Воланд взято из поэмы Гете, где оно упоминается лишь однажды и в
русских переводах обычно опускается. В редакции 1929 – 1930 гг. имя Воланд воспроизводилось
полностью латиницей на его визитной карточке: «D-r Theodor Voland». В окончательном тексте
Булгаков от латиницы отказался. Отметим, что в ранних редакциях Булгаков пробовал для будущего
Воланда имена Азазелло и Велиар.
   Портрет Воланда показан перед началом Великого бала: «Два глаза уперлись Маргарите в лицо.
Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый — пустой и черный, вроде
как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было
скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшим лбу были прорезаны
глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто навеки сжег
загар». Истинное лицо Воланда Булгаков скрывает лишь в самом начале романа, дабы читателя
заинтриговать, а потом уже прямо заявляет устами Мастера и самого Воланда, что на Патриаршие
точно прибыл дьявол. Образ Воланда противоположен тому взгляду на дьявола, который отстаивал в
книге «Столп и утверждение истины» философ и богослов П. А. Флоренский: «Грех бесплоден, потому
что он — не жизнь, а смерть. А смерть влачит свою призрачное бытие лишь Жизнью и насчет Жизни,
питается от Жизни и существует лишь постольку, поскольку Жизнь дает от себя ей питание. То, что есть
у смерти — это лишь испоганенная ею Жизнь же. Даже на «черной мессе», в самом гнезде
диавольщины, Диавол со своими поклонниками не могли придумать ничего иного, как кощунственно
пародировать тайнодействия литургии, делая все наоборот. Какая пустота! Какое нищенство! Какие
плоские «глубины»!
   Это — еще доказательство, что нет ни на самом деле, ни даже в мысли ни Байроновского, ни
Лермонтовского, ни Врубелевского Диавола — величественного и царственного, а есть лишь жалкая
«обезьяна Бога». В редакции 1929 – 1930 гг. Воланд еще во многом был такой «обезьяной», обладая
рядом снижающих черт. Однако в окончательном тексте «Мастера и Маргариты» Воланд стал иным,
«величественным и царственным», близким традициям лорда Байрона, Гете, Лермонтова.
   Воланд разным персонажам, с ним контактирующим, дает разное объяснение целей своего
пребывания в Москве. Берлиозу и Бездомному он говорит, что прибыл, чтобы изучить найденные
рукописи Геберта Аврилакского. Сотрудникам Театра Варьете Воланд объясняет свой визит
намерением выступить с сеансом черной магии. Буфетчику Сокову, уже после скандального сеанса,
сатана говорит, что просто хотел «повидать москвичей в массе, а удобнее всего это было сделать в
театре». Маргарите Коровьев-Фагот перед началом Великого бала у сатаны сообщает, что цель
визита Воланда и его свиты в Москву — проведение этого бала, чья хозяйка должна носить имя
Маргарита и быть королевской крови.
   Воланд многолик, как и подобает дьяволу, и в разговорах с разными людьми надевает разные
маски. При этом всевидение сатаны у Воланда вполне сохраняется: он и его люди прекрасно
осведомлены как о прошлой, так и о будущей жизни тех, с кем соприкасаются, знают и текст романа
Мастера, буквально совпадающего с «евангелием Воланда», тем самым, что было рассказано
незадачливым литераторам на Патриарших.
   Нетрадиционность Воланда в том, что он, будучи дьяволом, наделен некоторыми явными
атрибутами Бога. Диалектическое единство, взаимодополняемость добра и зла наиболее плотно
раскрываются в словах Воланда, обращенных к Левию Матвею, отказавшемуся пожелать здравия
«духу зла и повелителю теней»: «Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все
деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп».
   У Булгакова Воланд в буквальном смысле возрождает сожженный роман Мастера; продукт
художественного творчества, сохраняющийся только в голове творца, материализуется вновь,
превращается в осязаемую вещь.
   Воланд — носитель судьбы, это связано с давней традицией в русской литературе, связывавшей
судьбу, рок, фатум не с богом, а с дьяволом. Наиболее ярко это проявилось у Лермонтова в повести
«Фаталист» (1841 г.) — составной части романа «Герой нашего времени». У Булгакова Воланд
олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, Сокова и других, преступающих нормы христианской
морали. Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей
Христа.
Коровьев-Фагот
   Этот персонаж — старший из подчиненных Воланду демонов, черт и рыцарь, представляющийся
москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшим регентом церковного хора.
   Фамилия Коровьев сконструирована по образцу фамилии персонажа повести А. К. Толстого
«Упырь» (1841 г.), статского советника Теляева, который оказывается рыцарем и вампиром. Кроме
того, в повести Ф. М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» есть персонаж по фамилии
Коровкин, весьма похожий на нашего героя. Второе его имя происходит от названия музыкального
инструмента фагот, изобретенного итальянским монахом. У Коровьева-Фагота есть некоторое
сходство с фаготом — длинной тонкой трубкой, сложенной втрое. Булгаковский персонаж худ, высок и
в мнимом подобострастии, кажется, готов сложиться перед собеседником втрое (чтобы потом
спокойно ему напакостить).
   Вот его портрет: «…прозрачный гражданин престранного вида, на маленькой головке жокейский
картузик, клетчатый кургузый пиджачок…, гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ
неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая; …усики у него, как куриные перья, глазки
маленькие, иронические и полупьяные».
   Коровьев-Фагот — это возникший из знойного московского воздуха черт (небывалая для мая
жара в момент его появления — один из традиционных признаков приближения нечистой силы).
Подручный Воланда только по необходимости надевает различные маски-личины: пьяницы-регента,
гаера, ловкого мошенника, проныры-переводчика при знаменитом иностранце и др. Лишь в последнем
полете Коровьев-Фагот становится тем, кто он есть на самом деле — мрачным демоном, рыцарем
Фаготом, не хуже своего господина знающим цену людским слабостям и добродетелям.
Азазелло
   Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел. Так зовут
отрицательного героя ветхозаветной книги Еноха, падшего ангела, который научил людей изготовлять
оружие и украшения.
   Вероятно, Булгакова привлекло сочетание в одном персонаже способности к обольщению и к
убийству. Именно за коварного обольстителя принимает Азазелло Маргарита во время их первой
встречи в Александровском саду: «Сосед этот оказался маленького роста, пламенно-рыжим, с
клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком
на голове. «Совершенно разбойничья рожа!» — подумала Маргарита». Но главная функция Азазелло
в романе связана с насилием. Он выбрасывает Степу Лиходеева из Москвы в Ялту, изгоняет из
Нехорошей квартиры дядю Берлиоза, убивает из револьвера предателя Барона Майгеля.
   Азазелло также изобрел крем, который он дарит Маргарите. Волшебный крем не только делает
героиню невидимой и способной летать, но и одаривает ее новой, ведьминой красотой.
   В эпилоге романа этот падший ангел предстает перед нами в новом обличии: «Сбоку всех летел,
блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый
безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые,
пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как
демон безводной пустыни, демон-убийца».
Бегемот
   Этот кот-оборотень и любимый шут сатаны, пожалуй, самый забавный и запоминающийся из
свиты Воланда.
   Сведения о Бегемоте автор «Мастера и Маргариты» почерпнул из книги М. А. Орлова «История
сношений человека с дьяволом» (1904 г.), выписки из которой сохранились в булгаковском архиве.
Там, в частности, описывалось дело французской игуменьи, жившей в XVII в. и одержимой семью
дьяволами, причем пятый бес был Бегемот. Этот бес изображался в виде чудовища со слоновой
головой, с хоботом и клыками. Руки у него были человеческого фасона, а громаднейший живот,
коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом им имени.
   У Булгакова Бегемот стал громадных размеров черным котом-оборотнем, так как именно
черные коты по традиции считаются связанными с нечистой силой. Вот каким мы видим его впервые:
«…на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно — жутких размеров
черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб,
в другой».
   Бегемот в демонологической традиции — это демон желаний желудка. Отсюда его необычайное
обжорство, особенно в Торгсине, когда он без разбора заглатывает все съестное.
   Перестрелка Бегемота с сыщиками в квартире №50, шахматный поединок его с Воландом,
состязание в стрельбе с Азазелло — все это чисто юмористические сценки, очень смешные и даже в
какой-то мере снимающие остроту тех житейских, нравственных и философских проблем, которые
роман ставит перед читателем.
   В последнем полете перевоплощение этого весельчака-балагура очень необычно (как и
большинство сюжетных ходов в этом фантастическом романе): «Ночь оторвала и пушистый хвост у
Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом,
потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой
существовал когда-либо в мире».
Гелла
   Гелла является членом свиты Воланда, женщиной-вампиром: «Служанку мою Геллу рекомендую.
Расторопна, понятлива и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать».
   Имя Гелла Булгаков почерпнул из статьи «Чародейство» Энциклопедического словаря Брокгауза
и Эфрона, где отмечалось, что на Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек,
после смерти ставших вампирами.
   Зеленоглазая красавица Гелла свободно перемещается по воздуху, тем самым обретая
сходство и с ведьмой. Характерные черты поведения вампиров — щелканье зубами и причмокивание
— Булгаков, возможно, позаимствовал из повести А. К. Толстого «Упырь». Там девушка-вампир
поцелуем обращает в вампира своего возлюбленного — отсюда, очевидно, роковой для Варенухи
поцелуй Геллы.
   Гелла, единственная из свиты Воланда, отсутствует в сцене последнего полета. Скорее всего,
Булгаков сознательно убрал ее как самого младшего члена свиты, исполняющего только
вспомогательные функции и в театре Варьете, и в Нехорошей квартире, и на Великом балу у сатаны.
Вампиры — это традиционно низший разряд нечистой силы. К тому же, Гелле не в кого было бы
превращаться в последнем полете — когда ночь «разоблачила все обманы», — она могла только
снова стать мертвой девушкой.
Великий бал у Сатаны как апофеоз романа
   Великий бал у сатаны — бал, который в романе «Мастер и Маргарита» дает Воланд в Нехорошей
квартире в бесконечно длящуюся полночь пятницы, 3 мая 1929 г.
   По воспоминаниям Е. С. Булгаковой в описании бала были использованы впечатления от приема
в американском посольстве в Москве 22 апреля 1935 г. Посол США Уильям Буллит пригласил
писателя с женой на это торжественное мероприятие. Из воспоминаний: «Раз в год Буллит давал
большие приемы по поводу национального праздника. Приглашались и литераторы. Однажды мы
получили такое приглашение. В зале с колоннами танцуют, с хор — прожектора разноцветные. За
сеткой — птицы — масса — порхают. Оркестр, выписанный из Стокгольма. М. А. пленился больше
всего фраком дирижера — до пят.
   Ужин в специально пристроенной для этого бала к посольскому особняку столовой, на отдельных
столиках. В углах столовой — вагоны небольшие, на них — козлята, овечки, медвежата. По стенкам
клетки с петухами. Часа в три заиграли гармоники и петухи запели. Стиль рюсс. Масса тюльпанов, роз
— из Голландии. В верхнем этаже — шашлычная. Красные розы, красное французское вино. Внизу —
всюду шампанское, сигареты. Около шести мы сели в их посольский кадиллак и поехали домой.
Привезли громадный букет тюльпанов от секретаря посольства».
   Для полуопального литератора, каковым был Булгаков, прием в американском посольстве —
событие почти невероятное, сравнимое с балом у сатаны. Советская наглядная пропаганда тех лет
часто изображала «американский империализм» в облике дьявола. В Великом бале у сатаны
реальные приметы обстановки резиденции американского посла сочетаются с деталями и образами
отчетливо литературного происхождения.
   Для того чтобы вместить Великий бал у сатаны в Нехорошую квартиру, потребовалось
раздвинуть ее до сверхъестественных размеров. Как объясняет Коровьев-Фагот, «тем, кто хорошо
знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов».
Здесь вспоминается роман «Человек-невидимка» (1897 г.) Герберта Уэллса. Булгаков идет дальше
английского фантаста, увеличив число измерений с достаточно традиционных четырех до пяти. В
пятом измерении становятся видимыми гигантские залы, где происходит Великий бал у сатаны, а сами
участники бала, наоборот, невидимы для окружающих людей, в том числе для агентов ОГПУ,
дежурящих у дверей Нехорошей квартиры.
   Обильно украсив бальные залы розами, Булгаков учитывал сложную и многогранную символику,
связанную с этим цветком. В культурной традиции многих народов розы выступают олицетворением
как траура, так и любви и чистоты. С учетом этого, розы на Великом балу у сатаны можно
рассматривать и как символ любви Маргариты к Мастеру, и как предвестие их скорой смерти. Розы
здесь — и аллегория Христа, память о пролитой крови, они были издавна включены в символику
католической церкви.
   Избрание Маргариты королевой Великого бала у сатаны и ее уподобление одной из французских
королев, живших в XVI в., связано с энциклопедическим словарем Брокгауза и Эфрона. Сохранились
булгаковские выписки из статей этого словаря, посвященных двум французским королевам, носившим
имя Маргарита — Наваррской и Валуа. Обе исторические Маргариты покровительствовали писателям
и поэтам, и булгаковская Маргарита оказывается связана с гениальным Мастером, извлечения
которого из лечебницы она добивается после Великого бала у сатаны.
   Еще один источник Великого бала у сатаны — описание бала в Михайловском дворце, данное в
книге маркиза Астольфа де Кюстина «Россия в 1839 г.» (1843 г.) Эта работа была использована
Булгаковым и при создании киносценария «Мертвые души»: «Большая галерея, предназначенная для
танцев, была декорирована с исключительной роскошью. Полторы тысячи кадок и горшков с
редчайшими цветами образовали благоухающий боскет. В конце залы, в густой тени экзотических
растений, виднелся бассейн, из которого беспрерывно вырывалась струя фонтана. Брызги воды,
освещенные яркими огнями, сверкали, как алмазные пылинки, и освежали воздух… Трудно
представить себе великолепие этой картины. Совершенно терялось представление о том, где ты
находишься. Исчезали всякие границы, все было полно света, золота, цветов, отражений и чарующей,
волшебной иллюзии». Подобную картину видит Маргарита на Великом балу у сатаны, ощущая себя в
тропическом лесу, среди сотен цветов и разноцветных фонтанов, и слушая музыку лучших в мире
оркестров.
   Изображая Великий бал у сатаны, Булгаков учитывал и традиции русского символизма, в
частности симфонии поэта А. Белого и пьесу Л. Андреева «Жизнь человека».
   Великий бал у сатаны можно представить и как плод воображения Маргариты, собирающейся
покончить с собой. К ней как к королеве бала подходят многие именитые вельможи-преступники, но
всем Маргарита предпочитает гениального писателя Мастера. Отметим, что балу предшествует сеанс
черной магии в похожем на цирк Театре Варьете, где в финале музыканты играют марш (а в
произведениях этого жанра всегда велика роль именно барабанов).
   Отметим, что на Великом балу у сатаны присутствуют и музыкальные гении, непосредственно не
связанные в своем творчестве с мотивами сатанизма. Маргарита встречает здесь «короля вальсов»,
австрийского композитора Иоганна Штрауса, бельгийского скрипача и композитора Анри Вьетана, а в
оркестре играют лучшие музыканты мира. Тем самым Булгаков иллюстрирует идею, что всякий талант
— в чем-то от дьявола.
   То, что на Великом балу у сатаны перед Маргаритой проходит вереница убийц, отравительниц,
палачей, развратниц и сводниц, совсем не случайно. Булгаковская героиня мучается из-за измены
мужу и, пусть подсознательно, ставит свой поступок в один ряд с величайшими преступлениями
прошлого и настоящего. Обилие отравителей и отравительниц, подлинных и мнимых, — это отражение
в мозгу Маргариты мысли о возможном самоубийстве вместе с Мастером с помощью яда. В то же
время, последующее отравление их, осуществленное Азазелло, можно счесть мнимым, а не
действительным, поскольку исторически все отравители-мужчины на Великом балу у сатаны —
отравители мнимые.
   Но Булгаков оставляет и альтернативную возможность: Великий бал у сатаны и все связанные с
ним события происходят лишь в больном воображении Маргариты, мучающейся из-за отсутствия
известий о Мастере и вины перед мужем и подсознательно думающей о самоубийстве. Подобное
альтернативное объяснение, применительно к московским похождениям сатаны и его подручных,
автор «Мастера и Маргариты» предлагает в эпилоге романа, ясно давая понять, что оно далеко не
исчерпывает происходящего. Также и любое рациональное объяснение Великого бала у сатаны,
согласно авторскому замыслу, никак не может быть полным.
Заключение
   Один из ярких парадоксов романа заключается в том, что, изрядно набедокурив в Москве, шайка
Воланда в то же время возвращала к жизни порядочность, честность и жестоко наказывала зло и
неправду, служа как бы тем самым утверждению тысячелетних нравственных заповедей. Воланд
разрушает рутину и несет наказание пошлякам и приспособленцам. И если еще его свита предстает в
личине мелких бесов, неравнодушных к поджогам, разрушению и пакостничеству, то сам мессир
неизменно сохраняет некоторую величавость. Он наблюдает булгаковскую Москву как исследователь,
ставящий научный опыт, словно он и впрямь послан в командировку от небесной канцелярии. В начале
книги, дурача Берлиоза, он утверждает, что прибыл в Москву для изучения рукописей Герберта
Аврилакского, — ему идет роль ученого, экспериментатора, мага. А полномочия его велики: он
обладает привилегией наказующего деяния, что никак не с руки высшему созерцательному добру.
   К услугам такого Воланда легче прибегнуть и отчаявшейся в справедливости Маргарите.
«Конечно, когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, — делится она с Мастером, — они ищут
спасения у потусторонней силы». Булгаковская Маргарита в зеркально-перевернутом виде варьирует
историю Фауста. Фауст продавал душу дьяволу ради страсти к познанию и предавал любовь
Маргариты. В романе Маргарита готова на сделку с Воландом и становится ведьмой ради любви и
верности Мастеру.
   Также можно заметить, что история Маргариты из «Фауста» во многом перекликается с историей
булгаковской Фриды. Но у Булгакова мотив милосердия и любви в образе Маргариты решен иначе,
чем в гетевской поэме, где перед силою любви «сдалась природа сатаны…он не снес ее укола,
милосердие побороло», и Фауст был отпущен в свет. В «Мастере и Маргарите» милосердие к Фриде
проявляет Маргарита, а не сам Воланд. Любовь никак не влияет на природу сатаны, ибо на самом
деле судьба гениального Мастера предопределена Воландом заранее. Замысел сатаны совпадает с
тем, чем просит наградить Мастера Иешуа, и Маргарита здесь — часть этой награды.
   В эпилоге романа на крыльях тучи сатана и его свита покидают Москву, унося с собой в свой
вечный мир, в последний приют Мастера и Маргариту. Но те, кто лишили Мастера нормальной жизни в
Москве, затравили и вынудили искать пристанища у дьявола — они остались.
   В одной из редакций романа последние слова Воланда таковы: «…У него мужественное лицо, он
правильно делает свое дело, и вообще все кончено здесь. Нам пора!» Воланд приказывает своей
свите покинуть Москву, поскольку уверен, что этот город и страна останутся в его власти, пока здесь
господствует «человек с мужественным лицом». Этот человек — Сталин. Очевидно, что столь прямой
намек, что «великий вождь и учитель» пользуется благорасположением дьявола, особенно напугал
слушателей последних глав романа 15 мая 1939 года. Интересно, что это место в не меньшей степени
страшило и последующих издателей булгаковского романа. Хотя цитированный фрагмент содержался
в последней машинописи «Мастера и Маргариты» и не был отменен последующей правкой, он не попал
в основной текст ни в одном из осуществленных до сих пор изданий.
   Жизнь великого произведения продолжается…
Библиографический список
1.   Булгаковская энциклопедия. Составитель Б. В. Соколов. — М.: «Локид», «Миф», 1997 г.
2.   В. Г. Боборыкин. Михаил Булгаков. — М.: «Просвещение», 1991 г.
3.   Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. Кн. 1. Под ред. Н.
А. Грозновой и А. И. Павловского. — Л.: «Наука», 1991 г.
4.   В. Я. Лакшин. Вступительная статья к изданию «М. А. Булгаков. Собрание сочинений в 5-ти
томах». — М.: «Художественная литература», 1990 г.