Тема: «Патриотизм»

Цели:
I определение качества знаний учащихся о сущности и значения Конституции и государственных символов Российской Федерации;
II определение наличия и степени выраженности у учащихся чувства уважения, гордости, патриотизма и значимости Конституции и символики для нашего государства;
III определение качества знаний учащихся о правилах обращения с Конституцией и государственными символами Российской Федерации.
Задачи: выяснить, что знают дети о государственных символах РФ; выяснить, что знают дети о Конституции РФ; выявить наличие и силу патриотических чувств учащихся.

Оборудование: классная доска, плакаты с изображением государственного Герба РФ, государственного флага РФ, текст государственного гимна РФ, Конституция РФ, бумага, цветные карандаши.

Занятие 2.
ОУ:_______________________________________________________________
__________________________________________________________________
Класс:_____________________________________________________________
Дата проведения:___________________________________________________

Тема: «Патриотизм»

Цели:
I формирование у учащихся понимания сущности и значения Конституции и государственных символов Российской Федерации
II воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма и значимости Конституции и символики для нашего государства;
III расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся.
Задачи: расширить понятие учащихся о значении Конституция, об её функциях; расширить понятие учащихся о значении гимна, герба РФ; усилить чувства патриотизма, гордости за Родину.

Оборудование: классная доска, плакаты с изображением государственного Герба РФ, государственного флага РФ, текст государственного гимна РФ, Конституция РФ,
рисунки герба РФ (для раскрашивания), рисунки флага РФ (для раскрашивания), проигрыватель с аудиозаписью музыки гимна РФ.

Литература:
1. Конституция Российской Федерации. – М.: «Проспект», 2001. – 48 с.
2. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах)/ Гл. ред. А.М. Прохоров. - Изд.3-е. – М., «Советская Энциклопедия», том 27, 1977. – 624 с.
3. Письмо Министерства образования Российской Федерации
от 1 марта 2002 г. N 30-51-131/16
Занятие 1.
Подготовительный этап
Приветствие. Вводное слово касательно темы занятия.

Основная часть
Обращение к детям:
12 декабря вся наша страна отмечала праздник.
Вопрос классу: Какой это праздник? Что вы о нем знаете?

Обсуждение с детьми государственной символики РФ:
«Что такое гимн? А вы знаете текст гимна РФ? А какой раньше был гимн? Что вы знаете про герб РФ? А что на нём изображено?»

«Как вы понимаете слово «Патриотизм»? Вы считаете себя патриотами? А почему?
Кого из народных героев вы можете назвать патриотами?

Вопросы о правах и обязанностях граждан РФ и др.

«Попробуйте нарисовать патриота!»

Прослушивание гимна Российской федерации.

Заключительный этап
Подведение итогов занятия.
Прощание с учениками: «До свидания, спасибо вам за урок!»

Вывод
Психологическая обстановка на занятии положительная, дети отвечали на опросы достаточно хорошо.

Занятие 2.

Подготовительный этап
Приветствие.
Задание учащимся:
- прочитать несколько раз гимн Российской Федерации, по мере возможности постараться выучить;
- для выполнения рисунков: бумага с заготовками, цветные карандаши;
- музыка гимна.

Основная часть
Учитель: Сегодня мы поговорим об этом празднике и о государственной символике.
День Конституции Российской Федерации – это официальный праздник и отмечается он 12 декабря, потому что именно в этот день всенародным голосованием в 1993 году была принята Конституция Российской Федерации, а с 19 сентября 1994 этот праздник стал государственным и объявлен выходным днем.
Конституция – это основной закон государства. В нем написаны правила, по которым живут все жители России, и мы с вами тоже. На сегодняшнем занятии мы познакомимся только со второй главой Конституции нашей страны (а всего их 9). Она называется: «Права и свободы человека и гражданина»
Вопрос классу: Как вы думаете, о чем написано в этой главе?
Учитель: В этой главе Конституции записаны наши права, свободы и обязанности.
Вопрос классу: Какие права есть у каждого гражданина нашего государства?
Учитель: по Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, мы имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь, и все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через милицию и суд;
Вопрос классу: Какие свободы есть у каждого гражданина нашего государства?
Учитель: наши свободы – свобода слова, вероисповедания и совести.
По этому закону все права и свободы, данные нам государством, не должны нарушать или ущемлять права и свободы других граждан. Например, свобода слова – мы имеем право искать, собирать и распространять информацию, но не имеем право вмешиваться в личную жизнь других людей, разглашать государственную тайну.
Также у каждого из нас есть обязанности, записанные в Конституции.
Вопрос классу: Как вы думаете, какие это обязанности?
Учитель: наши обязанности – охранять Родину, сохранять природу и окружающую среду.
В главе 4 описываются символы нашего государства.
Вопрос классу: Какие символы вы можете назвать?
Учитель: Государственные символы России – это флаг, герб и гимн.
Вопрос классу: Что представляет собой наш государственный флаг?
Учитель: Флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище с тремя равными по ширине полосами. Верхняя - белая, средняя - синяя, нижняя - красная. Считается, что белый цвет - выражает чистоту устремлений, синий - обозначает волю к миру, красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины. Государственный флаг РФ был принят в 1991 году.
Следующий символ – это гимн. Гимн - официально принятая торжественная песнь в честь государства.
Гимн России

Музыка - Георгия Александрова, новый текст - Сергея Михалкова
Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2000 года № 2110

Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!

Припев

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Припев

Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.
(Учащиеся слушают гимн РФ стоя, с просмотром текста гимна).
Несколько учащихся рассказывают гимн России по одному куплету и припеву.
Следующий символ – это герб.
Вопрос классу: Как выглядит наш герб?
Учитель: Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Учитель: Государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни.
Вопрос классу: Где мы встречаемся с гербом России в нашей повседневной жизни?
Учитель: Герб России изображен на паспорте гражданина России, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах, космических кораблях. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках.
Вопрос классу: Где мы можем видеть флаг?
Учитель: Флаг России изображен государственных номерах автомобилей, на форме военнослужащих, милиции.
В воинских частях, которые несут боевое дежурство, каждый день начинается с поднятия флага и прослушивания гимна России. Честь поднять флаг отдается лучшему военнослужащему.
Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

Выполнение рисунков: «Флаг РФ», «Герб РФ»

Заключительный этап: Подведение итогов работы, краткое повторение вновь изученного. Рисунки развешиваются на классной доске, после чего дети забирают их с собой, чтобы повесить дома.

Вывод
Психологическая обстановка на занятии положительная, дети усвоили новые, более полные знания о патриотизме и государственной символике РФ.