СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ — специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Понятие С. с. р. было введено Л.С.Выготским как единица анализа динамики развития ребенка, т. е. совокупности законов, которыми определяются возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.
Социальная ситуация развития детей с церебральным параличом имеет существенные отличия от социальной ситуации развития физически здоровых детей. Особенности социальной ситуации развития детей с диагнозом ДЦП определяются рядом объективных и субъективных факторов. Объективные составляющие - это регулярные госпитализации ребенка, сопровождающиеся разлукой с родителями; особое положение ребенка в семье, в группе физически здоровых сверстников, обусловленное заболеванием (физическим неблагополучием); соматовегетативные проявления заболевания (потливость, головные и желудочные боли и т.п.). Важно учитывать переживание больного ребенка как внутреннее отношение к этим объективным обстоятельствам. Своеобразие социальной ситуации развития является значимым источником ощущения ребенком своей неполноценности, которое может рассматриваться как ключевое переживание.