МАГНИТНО - РЕЗОНАНСНАЯ ТОМОГРАФИЯ

Магнитно-резонансную томография – это метод нейровизуализации, позволяющий отличить шизофрению от органического процесса (опухоли мозга, болезни Гентингтона, вирусного энцефалита, кровоизлияния в мозг и др.).

При использовании метода магнитно-резонансной томографии в ряде исследований было выявлено заметное снижение количества нейронов серого вещества в области нижней теменной извилины, которая ответственна за уровень тревожности человека.
Известно, что у людей, которые впоследствии заболеют шизофренией, за 2 года до полной клинической картины беспричинно растет уровень тревожности.

Основными противопоказаниями к МРТ (магнитно-резонансной томографии) являются: 

абсолютные :
- наличие искусственных водителей ритма;
- наличие больших металлических имплантантов, осколков;
- наличие металлических скобок, зажимов на кровеносных сосудах;
- искусственные сердечные клапаны;
- искусственные суставы;
- вес больного свыше 160 кг.

Наличие металлических зубов, золотых нитей, и другого шовного и скрепляющего материала противопоказанием к МРТ – исследованию не является, хотя снижают качество изображения.

относительные:
- клаусторофобия – боязнь замкнутого пространства;
- эпилепсия,  шизофрения;
- беременность (первый триместр);
- крайне тяжелое состояние  больного;
- невозможность для пациента сохранять неподвижность во время обследования.

Функциональная магнитно-резонансная томография и спектроскопия околоинфракрасной области

Учёные из университета Вандербильта нашли интересные особенности памяти у людей, страдающей шизофренией. Дабы найти эти аномалии, они изучили нейрофизиологические основы работы мозга при помощи классических и новейших медицинских технологий.

Было проведено серию экспериментов, связанных с запоминанием, со страдающими шизофренией и здоровыми людьми. Во время опытов регистрировалась мозговая активность испытуемых.

Специалисты применяли две методики: функциональная магнитно-резонансная томография и спектроскопия околоинфракрасной области (Near infrared spectroscopy — NIRS). Последняя исследует работу мозга с помощью регистрации его электромагнитного излучения на длине волн, в интервале от 800 до 2,5 тысяч нанометров (почти на границе видимого и инфракрасного диапазонов).

NIRS новое средство, и должно быть весьма эффективным для изучения шизофренического расстройства.

Выяснилось, что у здоровых людей при запоминании действуют чётко определённые зоны коры. У шизофреников эти области намного обширнее и между ними возникают более сложные связи. Если для нормальной работы памяти нужна активность правого полушария, то при шизофрении она фиксировалась сразу в обоих.

Обнаружилась также интересная особенность активности коры во время забывания. При этом процессе у здоровых лиц она оказывается такой же, как тогда, когда они неуверенны в том, что запомнили правильно. У шизофреников же активность не меняется, она одинаковая и при забывании, и при запоминании — правильном или неправильном.

Выявленные особенности помогут лучше понять природу шизофрении и будут основой для многих дальнейших исследований этого заболевания.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ТОМОГРАФИЯ
Компьютерная томография в последние годы показала изменения объема мозга (уменьшение), главным образом передних отделов, у больных шизофренией и недостаточное кровоснабжение тех же мозговых структур, сопровождающееся гипоксией.

Суммируя данные различных биологических исследований шизофрении последнего десятилетия, можно предположить, что в основе этого заболевания лежит какой-то еще не ясный деструктивный процесс в мозге.

Нейропатологические изменения.
При исследовании больных шизофренией широко применяются КТ и ЯМР исследования. Установлено, что у меньшей части больных шизофренией отношение объемов желудочков мозга к общему объему мозга увеличено, что свидетельствует об увеличении объема внутрижелудочковой жидкости при атрофии мозга. Увеличение указанного соотноше­ния, более выраженное при шизофрении II типа, подтвердило правомерность разделения болезни на I и II типы и еще более привлекло внимание к взглядам Крепелина на данную патологию. Это сделало более реальным предположение, что больные со II формой шизофрении плохо реагируют на медикаментозное лечение и у них менее благоприятный прогноз. При позитронно-эмиссионной томографии было установлено, что активность лобных долей при шизофрении уменьшена («гипофронтальность»). Это представляется достаточно важным, осо­бенно в свете тесных взаимоотношений допаминовой активности и функции лобных долей. Дальнейшие исследования с использованием новых лигандов, несомненно, расширят наши представления как о допамине, так и о других нейротрансмиттерах, участвующих в патогенезе шизофрении.

Компьютерная томография подтвердила увеличение в размерах боковых желудочков, а также выявила уменьшение объёма мозга. При этом в наибольшей степени уменьшаются височные доли и комплекс миндалина–гиппокамп. Также была выражена пониженная активность (гипофронтальность) лобных долей, которая коррелировала с выраженностью психических нарушений.

ПОЗИТРОННО – ЭМИССИОННАЯ ТОМОГРАФИЯ

Исследования позволяют предположить, что люди, имеющие слуховые галлюцинации, на самом деле создают звуки в своем мозге и затем верят в то, что причиной их возникновения являются внешние источники. В одном исследовании измерялся ток крови в области Брока, участке мозга, отвечающем за речь (McGuire et al., 1995, 1993). Исследователи обнаружили увеличение тока крови в области Брока в те моменты, когда у пациентов возникали слуховые галлюцинации. В похожем исследовании шести людям с шизофренией были даны инструкции нажимать на кнопку, когда у них появляются слуховые галлюцинации (Silbersweig et al., 1995). Позитронно-эмиссионная томография выявила увеличение активности у поверхности мозга, в тканях, отвечающих за слух, когда исследуемые нажимали на кнопку. Таким образом, во время слуховых галлюцинаций, по-видимому, мозг производит звуки, и человек слышит эти звуки, хотя не осознает, что они возникают внутри него.

озг человека во время галлюцинаций. Позитронно-эмиссионная томография (РЕТ-сканирование) была произведена в тот момент, когда испытуемый переживал слуховые и зрительные галлюцинации. Видна повышенная активность в областях коры мозга, связанных со слухом (Silversweig et al., 1995). Напротив, передняя часть мозга, ответственная за обнаружение источника звуков и других сигналов, оказалась во время галлюцинации неактивна. Таким образом, человек, испытывающий галлюцинации, видимо, слышит звуки, возникающие в его мозге, но мозг не может определить, что на самом деле они идут изнутри.

Галлюцинации и бред часто сопутствуют друг другу. Женщина, слышащая голоса, отдающие команды, например, может иметь бредовые идеи, что эти команды были помещены в ее голову кем-то другим. Подобным образом, у мужчины с бредом преследования могут возникать галлюцинации, что в его спальне пахнет цианидом или что его кофе имеет привкус яда. Вне зависимости от того, что именно появляется первым, галлюцинации и бред в итоге подпитывают друг друга.

Я думал, что голоса, которые я слышал, передавались через стены моей квартиры и через стиральную и сушильную машины и что эти машины рассказывали мне всякие вещи. Я чувствовал, что агенты правительства расположили в моей квартире приемники и передатчики таким образом, что я мог слышать, что говорят они, а они могли слышать, что говорю я (Anonymous 1996, р. 183).

Как проводить дифференциальный диагноз между шизофренией и прочими психиатрическими состояниями?

Дифференциальный диагноз шизофрении и других психиатрических состояний, манифестирующих проявлением психотических симптомов, сложен. Его лучше всего проводить по результатам наблюдения за течением болезни. Данная дифференцировка имеет ключевое значение, так как эффективное лечение сильно различается в зависимости от существующего состояния.

При аффективных расстройствах (маниакально-депрессивное расстройство и большая депрессия) продолжительность психотических симптомов относительно невелика, в сравнении с аффективными симптомами.

Шизофреноформное расстройство, по определению, включает симптомы шизофрении, присутствующие на протяжении менее 6 мес. Пациенты с обсессивно-компульсивным расстройством могут иметь идеи, граничащие с бредом, но, в большинстве случаев, расценивают свои симптомы, по меньшей мере, как нечто иррациональное.

Краткие реактивные психозы могут возникать у пациентов с пограничным или иным расстройством личности, а также при истерических расстройствах.

При посттравматическом стрессовом расстройстве во время флэшбэков (f1ashbacks) могут возникать зрительные, слуховые, тактильные и обонятельные галлюцинации. Убеждения и переживания не должны рассматриваться как бредовые или психотические, если они имеют место в контексте религиозных или культуральных воззрений личности.