Необходимость новой стратегии  регионального развития

В условиях переходной экономики резко обостряются экономические и социальные противоречия. В этой ситуации важнейшим фактором дальнейшего эффективного, прогрессивного развития является становление современной научно-обоснованной системы управления на всех уровнях народного хозяйства, включая региональный (территориальный).
Решение региональных проблем должно опираться на развернутую концептуальную основу, предполагающую проведение глубоких теоретических исследований по региональному развитию и региональной политике.
Проблема теоретического осмысления развития регионов связана с общетеоретическими вопросами взаимодействия человека, природы и общества, развивающихся экономических отношений и экономического роста и развития.
Однако подходы к экономическому развитию на уровне регионов и механизмы их реализации до сих пор находятся на стадии становления. Задача выработки стратегии территориального развития становится особенно важной вследствие того, что социальное и экономическое положение большинства регионов продолжает существенно ухудшаться.
Размеры сбора налогов на человека между субъектами Федерации и величина бюджетных расходов на человека различаются в 6 раз (это усредненный показатель без учета наиболее и наименее благополучных субъектов - автономных округов Тюменской области и некоторых республик Северного Кавказа соответственно). Столь глубокая дифференциация субъектов по уровню налоговой базы и бюджетных расходов связана с различиями в уровне производства и структуре экономики. Если сравнивать все субъекты без исключения, то по объему производства промышленной продукции на душу населения они различаются более чем в 100 раз (усредненный показатель - пятикратный разрыв). Аналогичная ситуация с уровнем сельскохозяйственного производства и с уровнем капитальных вложений. Дифференциация субъектов по показателю отношения среднедушевых доходов по прожиточному минимуму - пять раз.
Также сложилась устойчивая тенденция к углублению дифференциации субъектов Федерации, главным образом, в результате ухудшения положения наиболее бедных. Хотя за последние 8 лет спад производства наблюдается во всех без исключения субъектах, в четверти из них он превышает трехкратную величину.
Несмотря на большое количество публикаций, связанных с ис-следованием проблем экономического развития регионов, очень мало работ, посвященных проблемам стратегического развития регионов (социальных территориальных систем) и управления ими на примере целевых отраслевых программ.
В настоящее время для формирования и разработки целевых отраслевых программ регионального развития регионов (социальных территориальных систем) необходимо учитывать исторически сложившуюся систему отраслевого хозяйства и инфраструктуру территории. Региональная производственная система является «естественной» и образующей частью производственного комплекса (ПК или ТПК), определяющего особенности жизнедеятельности населения в местах его компактного проживания.
Экономическую основу жизнедеятельности населения региона и «жизни» современных региональных систем в целом составляет производство (добывающее, сельскохозяйственное и т.д.) в форме производственных организаций и их инфраструктуры. Поэтому стратегической целью региональных систем является, прежде всего, сохранение и развитие производственной основы существования региональных образований, что позволяет обеспечить «жизнь» населения региона и функционирование самого региона как социальной синергетической системы жизнедеятельности в целом.
Таким образом, основой стратегии социально-экономического развития регионов является специализированная программа производственной деятельности основных производственных мощностей, обеспечивающая экономическую основу жизнедеятельности региона.
Следует отметить, что в основе идеи планирования комплексного развития лежит теоретическая посылка о том, что регион рассматривается как уменьшенная модель государства со своим усеченным воспроизводственным процессом. Основное значение в региональном развитии придавалось материальному производству, а приоритетное положение занимало строительство новых предприятий и объектов инфраструктуры. Поэтому этот подход должен быть использован в современном переходном периоде, так как концептуально не произошло изменений в способах увеличения благосостояния населения через сферу материального производства, а лишь сменилась идеология.
Объективной основой самосохранения социальных организованных территориальных систем является искусственная система техноценоза, не только предопределяющая все стороны жизни и деятельности населения региона, но и объективно создаваемая на длительные сроки ее использования, сопоставимые с социальными процессами смены поколений людей. Поэтому основными принципами самосохранения региона является сохранение, поддержание ее в рабочем состоянии, адаптационная динамика, развитие производственных организаций и их производственной, социально-бытовой инфраструктуры в результате объективного научно-технического прогресса. Именно сохранение и развитие производственной, деятельностной основы существования территориальных образований позволяет сохранить «жизнь» населения региона и самой территории как синергетической системы в целом.
Стабилизация экономического положения предприятий создает основу не только для самостоятельного обеспечения социально-экономического положения основного костяка трудящихся и членов их семей, но и всего населения, так как обеспечивает экономическое развитие всех остальных производственных (коммунально-бытовых), жилищных и социальных сфер деятельности региона. Повышение экономического положения трудящихся и их семей объективно (автоматически) приведет к росту сфер обслуживания, торговли, коммунально-бытового обслуживания, создаст устойчивую надежную налогооблагаемую базу для формирования фондов социального обеспечения (причем включая и государственный сектор: оборону, содержание правительства и т.д.).
Пассивная позиция органов власти всех уровней по отношению к формированию устойчивого развития промышленных предприятий (промышленной политики), составляющих основу производительных сил и являющихся источником материального благополучия населения, приводит к возрастанию пассивной потребительской нагрузки на социальное обеспечение, прежде всего, за счет социальных фондов федерального бюджета, который в свою очередь формируется именно за счет индустриальных производственных предприятий регионов. Именно создание научно-технического, промышленно-транспортного ядра экономики региона создает основу и финансовые источники социально-экономического развития всех сфер его жизнедеятельности.
Таким образом, формирование целевых приоритетов и эффективной обоснованной стратегии производственного и экономического развития регионов должно производиться в соответствии и на основании сформированной стратегической политики государства. В то же время, вследствие специфики деятельности социальных территориальных систем, значительная часть бюджета административно-территориальных образований - субъектов Федерации - формируется за счет производственной деятельности. Взаимозависимость и взаимообусловленность доходной и расходной части бюджета субъектов Федерации от социально-экономического состояния и развития городов данного административно-территориального образования требует разработки стратегических программ развития региональных и урбанизированных образований в тесной итеративной взаимоувязке.
Еще раз подчеркнем, что благосостояние населения региона прежде всего обусловливается уровнем производственно-хозяйственного развития. Именно он определяет возможности и уровень социально-экономического развития территории. Более того, стратегические цели регионального развития предопределяются специфическими особенностями развития регионов. Таким образом, народнохозяйственный комплекс территории, по сути, предопределяет цели, экономику и стратегию развития промышленного производства региональных административно-территориальных образований, а в некоторых случаях и государства в целом.