Доклад на тему: "ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ  В ШКОЛЕ VI ВИДА"

Детский церебральный паралич - заболевание, вызванное поражением головного мозга, обычно проявляющееся в раннем детском возрасте и характеризующееся двигательными нарушениями: параличами, слабостью мышц, нарушением координации, непроизвольными движениями. При детском церебральном параличе поражение двигательных и ряда других центров головного мозга отражается на активности мышц конечностей, головы, шеи или туловища. Выраженность симптоматики зависит от распространенности поражения мозга и колеблется от легкой, едва заметной до чрезвычайно тяжелой, приводящей к полной инвалидности.

Разнообразие проявлений заболевания и степень его тяжести предполагают особую специфику работы педагога-психолога в школе VI вида. Само заболевание как бы диктует корректировку развивающей работы с такими детьми. Следует помнить, что необходимо учитывать специфику личности таких детей, динамику их индивидуального развития. Для некоторых детей предпочтительнее групповые занятия, а для тех, у кого ДЦП осложняется ЗПР или, например, присутствует умственная отсталость, подходят только индивидуальные занятия. Не следует также вырабатывать жесткие критерии оценок деятельности таких детей, поскольку дети с последствиями церебральных параличей часто метеозависимы, то и результаты по одним и тем же заданиям в разное время они выдают разные, довольно сильно отличающиеся друг от друга при прочих равных условиях, созданных для них во время занятий.

Требований к работе с детьми с ДЦП:
1. Педагог-психолог должен хорошо отдавать себе отчет в своей деятельности.
2. Не испытывать жалости к детям и не фальшивить им.
3. Время занятия не более 20 минут для одного ребенка или группы детей.
4. Вариативность требований к ребенку.
5. Гуманность и естественность в отношении с детьми.
6. Самостоятельность детей во время занятий.

В психологической работе с детьми с ограниченными возможностями можно использовать разнообразные методы, методики, приемы. Лучше, если их адаптировать под конкретных детей, а не навязывать всеобщее их выполнение.

Как правило, психологами используются разнообразные методики, оборудование, приемы. Некоторые из них известны. Например, пальчиковый театр – работа с пальчиковыми куклами, – приём, направленный на развитие мелкой моторики, коррекции эмоциональной сферы ребенка. Также возможно использование специального развивающее оборудование "Психомоторика". Оно позволяет педагогу-психологу помогать детям развивать мелкую и крупную моторику, координацию, корректировать когнитивные функции, развивать самооценку, навыки взаимопомощи (часто дети помогают друг другу на занятиях), навыки слаженных действий группы, чувство ответственности и т.д.

Например, на "Большой черепахе" дети учатся передвигаться, управляя центром тяжести своего тела. Это задание можно выполнять одному: тогда тренируются чувство равновесия, координация, внимание. При выполнении в паре один ребенок или взрослый помогает второму ребенку при хождении на черепахе.

Еще одно игровое оборудование – "Бомболео". Оно помогает развивать у детей внимание, память, помогает формировать понятие "равновесие", тонкую моторику рук, координацию рук, если это задание выполняют несколько детей, то также можно помочь детям развить личные качества взаимодействия в группе.

Также координацию движений, навыки слаженного взаимодействия детей помогает развить игровое оборудование «Сырный ломтик». Существуют два варианта «Сырного ломтика»: напольный (большой) и настольный (малый). Развитию чувства равновесия, координации движений помогает и оборудование "Напольный лабиринт". Также в психолого-педагогической работе можно использовать и другие методики (методы), например, методический материал Никитина и т.д. Занятия с использованием такого специального оборудования подбираются индивидуально, после диагностики детей с ДЦП. Занятия строятся от простого к сложному, включают в себя задания с использованием разного оборудования – в зависимости от возможностей ребенка.

Анализ многолетней работы многих специалистов, работающих с детьми с ДЦП, показывает, что занятия приносят больший положительный эффект, если используется не один элемент из используемого оборудования, а сразу несколько. Причем большую отдачу можно получить при проведении тематических занятий. Тематические занятия помогают задействовать все сферы личности ребенка. Также важно отметить, что такие занятия более интересны и динамичны. Самые интересные и результативные занятия получаются с помощью "Пальчикового Театра" и оборудования "Психомоторика". С одной стороны детям такие занятия более интересны, с другой – больше шансов действительно помочь ребенку справиться с существующими трудностями, не вызывая у него внутреннего протеста. Ребенку часто самому интересно попробовать то или иное оборудование. Также важно отметить, что, побуждая ребенка к самостоятельным действиям, можно скорректировать у него самооценку, снять агрессивность в поведении, помочь в преодолении страха перед новой ситуацией и т.д.

Пример построения тематического занятия.
В тематическом занятии по ознакомлению детей с миром домашних или диких животных могут быть задействовано следующее оборудование: "Пальчиковый театр", оборудование из "Психомоторики" (Бомболео, Большая Черепаха, Сырный ломтик, Напольный лабиринт). Начать занятие можно с "Пальчикового театра", тем самым создав уютную атмосферу и веселое настроение у детей (упражнения с пальчиковыми куклами развивают также и тонкую моторику руки). Продолжить занятие можно с помощью "Бомболео" (построив на специально уравновешенном большом круге город с использованием деревянных больших, объемных геометрических фигур), "Большой Черепахи" или "Сырного ломтика". Закончить занятие можно с помощью того же "Пальчикового театра".

Данное  занятия начинается с эмоциональной зарядки и тренировки тонкой моторики кисти руки и пальцев, продолжается тренировкой крупной моторики, корректировкой представлений детей о равновесии, тренировкой внимания, различных аспектов восприятия, коррекции самооценки и т.п. Заканчивается занятие эмоциональным закреплением достигнутого результата.

Психологическая коррекция
Психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе комплексной реабилитации детей с церебральным параличом при различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта. В патопсихологии и в специальной психологии психокоррекция рассматривается как один из способов психологического воздействия, направленный на коррекцию отклонений в психическом развитии ребенка.

В процессе психологической коррекции нарушений развития детей с ДЦП необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факторов, как социальная ситуация развития, выраженность обусловленных заболеванием изменений личности, степень физической беспомощности.

Психологическую коррекцию можно рассматривать в широком и узком смысле этого понятия. В широком смысле психологическая коррекция — это комплекс медико-психолого-педагогических воздействий, направленных на устранение имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле психологическая коррекция рассматривается как метод психологического воздействия, направленный на оптимизацию развития психических процессов и функций и на гармонизацию развития личностных свойств.

Б. Д. Эльконин в зависимости от характера направленности коррекции  выделяет две ее формы: симптоматическую, направленную на симптомы отклонений в развитии, и коррекцию, направленную на источник и причины отклонений в развитии. Симптоматическая коррекция, безусловно, не лишена существенных недостатков, так как симптомы отклонений в развитии имеют различные причины и вследствие этого различна психологическая структура нарушений в развитии ребенка.

Например, у ребенка с ДЦП наблюдается недоразвитие счетных операций. С помощью специальных педагогических методов можно помочь ребенку усвоить порядковый счет, состав числа и пр. Однако, несмотря на интенсивные занятия у ребенка по-прежнему отмечаются существенные трудности в усвоении математики. Такой способ коррекции является недостаточным, если мы не знаем истинную причину, порождающую нарушения счета у детей с ДЦП. В основе нарушений счетных операций у детей с ДЦП лежит недоразвитие пространственных представлений, что обусловлено церебрально-органической   недостаточностью   теменно-затылочных   отделов мозга. Поэтому психологическая коррекция должна быть больше сконцентрирована не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти отклонения. Для эффективности психокоррекции необходимы занятия по развитию зрительно-пространственных функции ребенка с ДЦП.
Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от анализа психологической структуры нарушения и его причин. Сложность и своеобразие нарушений развития ребенка требуют тщательного методологического подхода к его анализу и психокоррекционным воздействиям.

В заключении хотелось бы сказать, что в работе психолога приоритетные направления и выбор оптимальных индивидуальных методических приемов должны определяться после проведения психодиагностического обследования, психологической экспертизы. Результаты психодиагностического обследования позволяют выявить не только выраженность и механизмы нарушений психической деятельности, но и определить уровень наиболее сохранных психических функций. В связи с этим, коррекционные мероприятия должны акцентироваться не только на патологических проявлениях психического развития больного, но и на формировании позитивного отношения к конечному результату реабилитации. Неотъемлемой частью психологической коррекционной работы является проблема социальной адаптации - максимального приспособления к самостоятельной жизни, возможности обучения и профессиональной ориентации детей с церебральными параличами. Потенциальные возможности социально-трудовой адаптации и интеграции больного ДЦП в общество определяются степенью его социально-культурного развития (самообслуживания, образовательный центр).