Талипова О. А.
ИЗУЧЕНИЕ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Региональный сборник научных трудов. 2 выпуск
(г. Казань, Нижнекамский филиал Института Экономики Управления и Права)
Организация психологической помощи в системе образования представляет собой результат определенных социально-экономических изменений происходящих в нашей стране последние 10-15 лет. Что же касается практической психологической службы специального образования, то она еще только начинает оформляться и заявлять о себе. Между тем в Республике Татарстан, как в целом по стране наблюдается тенденция роста числа лиц с нарушениями в развитии. Общее количество детей имеющих отклонения от нормального развития в Татарстане за период с 1997 года (14440 чел.) увеличилось на 1/3.
Сегодня в практической психологической службе системы образования отсутствуют теоретически обоснованные интегрированные модели организации психологической помощи проблемным детям. Работ, касающихся помощи детям, имеющим нарушения в развитии, интегрированным в общеобразовательную среду (в том числе детям с задержкой психического развития (ЗПР), недостаточно.
Теоретических исследований, направленных на разработку научных основ детской практической психологии в системе специального образования, не так много (И.М.Бгажнокова, В.И.Лубовский, У.В.Ульенкова, А.Ф.Филатова).
Это позволяет считать актуальной проблему разработки теоретических основ практической психологической службы в системе образования и подготовки детей и подростков с ЗПР к жизни с компенсацией дефектов их психического развития.
Научная проблема изучения детей и подростков с ЗПР и коррекция их психического развития сравнительно молода: ей немногим более 30 лет. Несмотря на то, что разработка научных основ детской практической психологии требует от науки создания нескольких альтернативных, целостных, операционализированных для реальной работы в образовательном учреждении концепций психического и личностного развития, внутри которых могла бы разрабатываться конкретная научная проблематика, актуальная для работы с детьми, методический инструментарий и принципы его практической реализации отстают в развитии; проблема интеграции подростков с ЗПР в общество так же не имеет под собой твердого теоретического фундамента. Все это приводит к тому, что в современных условиях дети с ЗПР не получают достаточно научно обоснованной социально-психологической поддержки ни в семье, ни в школе.
Особую актуальность приобретает исследование возможностей интеграции в социум подростков с ЗПР. Исследователи (Б.Н. Алмазов, И.В. Белякова, Д.И. Исаев, Н.Л. Коновалова, И.И Мамайчук, В.Г.Петрова, Л.М. Шипицына и др.) отмечают, что в настоящее время сложилась неблагополучная ситуация с адаптацией выпускников специальных школ. Ряд авторов (Палладий В.Ф. и Деева Г.А.) выявляют у многих старшеклассников специальной школы для детей с ЗПР отклонения в поведении и ставят вопрос о необходимости разработки адекватных методов трудового обучения и профориентации как важного средства предупреждения нарушений поведения и оптимизации процесса интеграции в общество этой категории детей.
На наш взгляд, интеграция в общество подростков с ЗПР- это целенаправленный процесс передачи ему обществом социального опыта с учетом его особенностей. При этом непременным условием должно быть их активное участие в этом процессе, а успешность последнего во многом будет зависеть от уровня развития самосознания и самоотношения.
Позитивное самоотношение подростков с ЗПР, на наш взгляд, необходимо им в регуляции своего поведения. В связи с этим, приоритетной задачей практической службы специального образования может стать подготовка ребенка с ЗПР к интеграции в социум за счет оптимизации личностного развития. В этом немалая роль должна принадлежать теоретическому и прикладному решению проблемы развития самосознания у детей с ЗПР. Что непосредственно связано с уровнем профессиональной подготовки специалистов осуществляющих коррекционно-развивающую работу, и развитием сети реабилитационных учреждений, в рамках которых подростки с ЗПР и другими нарушениями в развитии могли бы получать комплексную психологическую помощь.
Анализ теоретических и прикладных исследований показал, что проблема влияния самоотношения на успешность интеграции подростков с ЗПР в социум до сих пор специально не изучалась, хотя и заслуживает, на наш взгляд, к себе самого пристального внимания.
Проблема самосознания одна из самых сложных проблем социально- гуманитарных наук. Не будет преувеличением сказать, что вопрос о формировании, развитии, структуре и «механизме» функционирования самосознания и его компонентов, вопрос о соотношении сознания и бытия, сознательного и бессознательного является, в сущности, центральной проблемой как философского, так психологического познания.
Особенности внутренней динамики самосознания, структу¬ра и специфика отношения личности к собственному «Я» оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играя важнейшую роль в установле¬нии межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций, в адекватной включенности субъекта в различного рода психокоррекционные и психотерапевтические меро¬приятия.
В психологической литературе феномен самоотношения рассматривается в психологии самосознания (И.С. Кон, 1978; С.Р. Пантилеев, 1991; В.В. Столин, 1983, 1985; И.И.Чеснокова, 1977, 1978; П.Р. Чамата, 1960, 1966); в психологии личности (Б.Г. Ананьев, 1980; Л.И. Божович, 1968, 1978; А.Н. Леонтьев, 1983; М.И. Лисина, 1983; С.Л. Рубинштейн, 1990; Е.Т. Соколова, 1983); в психологии обучения (А.И. Липкина, 1974; Н.А. Менчинская, 1989; У.В. Ульенкова, 1994).
Между тем вопросы, связанные с самоотношением, как в отечественной, так и в зарубежной психологической науке разработаны недостаточно. Поскольку в обозначении аспекта, связанного с отношением к себе, имеет место большая терминологическая неопреде¬ленность. Это и самооценка, и самоуважение, и самопринятие, и эмоционально-ценностное отношение к себе; и, просто, самоотношение. В англоязычной литературе используются такие терми¬ны как self-regard (самоотношение), self-esteem (самоуважение, обобщенная самооценка), self-feeling (самочувствие), attitude (любовь к себе), self-respect (самоуважение), self-acceptance (са¬мопринятие), self-attitude (самоотношение, установка на себя), self-evaluation (декларируемая, публичная самооценка) и т.п. За данными различиями в словоупотреблении чаше всего не стоит каких-либо более или менее определенных и общепризнанных концептуальных разграничений. Их понятийный смысл можно уловить лишь в рамках конкретных исследования или теоретических построений. Так что прочной терминологической традиции в этой сфере пока не существует.
Из всей совокупности факторов, действующих на формирование отношения личности к себе, можно выделить две группы, наиболее существенных. Во- первых, собственные достижения личности в различных видах деятельности, их оценка ею и соотнесение с общественной и оценкой теми членами коллектива, мнение которых по определенным для нее критериям является значимым, во- вторых, отношение других людей к данному человеку как к личности. Вопрос о влиянии отношения другого на формирование отношения личности к себе выходит далеко за рамки его рассмотрения только в пределах осуществляемой коллективной деятельности. Поэтому правомерно говорить об отношении других людей к данной личности как о самостоятельном факторе формирования ее отношения к себе.
Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для все¬го последующего развития и становления подростка как лич¬ности. Именно в этот период, согласно мнению одного из круп¬нейших отечественных психологов Б. Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обес¬печивает его целостность, способствует образованию и стаби¬лизации личности (Ананьев Б. Г., 1948).
В подростковом возрасте у молодых людей активно форми¬руется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.
Неоднократно доказанная теория «зеркального Я» Ч. Кули о позитивном отношении значимых других как одной из основ¬ных детерминант уровня самооценки справедлива и для само¬отношения подростков. Среди четырех источников социальной поддержки: роди¬тели, учителя, одноклассники, близкие друзья, родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влия¬ют на самоотношение подростка.
Специфическим новообразованием подросткового возра¬ста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной по¬зиции по отношению к родительской оценке. Смысл этой от¬стройки состоит в том, что родительская точка зрения начина¬ет восприниматься лишь как некоторая возможная точка зре¬ния на «себя».
К настоящему времени в специальной психологии уже существует целый ряд работ, посвященных исследованию личностных особенностей аномальных детей. В частности, изучением некоторых аспектов проблем самосознания детей с интеллектуальной недостаточностью и задержкой психического развития занимались (О.К. Агавелян, 1989; Э.Я. Альбрехт, 1976; Н.Л. Белопольская, 1992, 1996; А.И. Гаурилюс, 1995, М.Е. Гумелюк, 1998, Б. Ихсан, 1998; А.И. Капустин; Н.В. Тараненко,1981; Ч.Б. Кожалиева, 1995, 1997; А.И. Корабейников, 1997; Н.Л. Коломинский, 1971; В.Г. Петрова, 1994; С.Я. Рубинштейн, 1979; В.Н. Синев, 1977; В.С. Чудновский , А.Ю. Кржечловский, 1993 и др.). Однако чаще исследования по специальн6ой психологии направлены на изучение когнитивных компонентов самосознания, а в качестве объекта изучения выступают либо дошкольники, либо младшие школьники с ЗПР. Меж тем специальных исследований по изучению эмоционального компонента самосознания, т.е. самоотношения старших подростков не проводилось. А значит, некоторые аспекты вопроса о механизмах интеграции подростков с ЗПР в социум продолжает оставаться открытым.
Имеющиеся данные в области специальной психологии, характеризующие познавательную сферу детей с ЗПР (недостатки восприятия и мышления, низкий уровень обобщенности и осознаваемости, логическая непоследовательность, повышенная зависимость от мотивационной и эмоциональной сферы) говорят о том, что дефект неизбежно накладывает существенные ограничения на процессы понимания ими других людей и самих себя, а следовательно и на отношение к другим и к себе.
Таким образом, положение службы психологической помощи проблемным детям в современной системе образования достаточно сложное. Перед практической службой специального образования стоит много задач, среди которых видное место занимает проблема организации условий для успешной интеграции подростков с ЗПР в социум, которая по нашему мнению возможна за счет оптимизации личностного развития. Без экспериментальных исследований в этой области невозможно разработать систему обучения и воспитания детей с ЗПР, направленную на подготовку их к социальному бытию.
Литература:
1.Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
2.Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. – М.: МПСИ, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2001, 352с. – (Серия ”Психологи отечества”).
3.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти Т.2. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1982 . –504с.
4.Выготский Л.С. Основы дефектологии.- СПб.: Издательство «Лань», 2003.- 656 с.
5.Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980. – С.59-60.
6. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: МПСИ, Воронеж: НПО “МОДЭК, 2001. – 384с. – (Серия “Психологи отечества”).
7.Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во МГУ, 1991.- 108 с.
8.Психология самосознания: Хрестоматия/Ред. – сост. Д.Я. Райгородский.- Самара, 2000.
9.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., Политиздат, 1972.- 303 с.
10.Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности // Дис. ..докт.псих.наук.М., 1985.
11.Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983 (а).- 284 с.
12.Столин В.В. Проблема самосознания личности с позиций теории деятельности А.Н.Леонтьева// Леонтьев и современная психология. М., 1983 (б).- С.220-231.
13.Ульенкова У.В.., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 176 с.
14.Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.- 144 с.