Самосознание — относительно устойчивая, более или менее осознанная структура представлений индивида о самом себе, включающая изначальные основы самосознания (притязание на признание своего «Я», своего имени, своей внутренней психической сущности и внешних физических данных; притязание на социальное признание; притязание на признание своей сущности как представителя пола); историю их развития во времени (прошлое, настоящее, будущее) и существование в социальном пространстве (самость личности; долг перед людьми; права среди других).
Учитывая специфику самосознания запущенных младших школьников, необходимо помочь им изменить негативное отношение к себе, выработать уверенность, стремление к успеху. В этих целях может быть использована специальная коррекционная программа, направленная на развитие различных структур самосознания ребенка, которую мы приводим ниже.
В содержание программы входит несколько блоков.

БЛОК I. СНЯТИЕ НЕУВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ
Задачи:
1.  Повышение уверенности в себе.
2.  Формирование:
а) позитивного отношения ребенка к своему «Я»;
б) умения правильно оценить и охарактеризовать особенности своей внешности;
в) умения выделять свои достоинства.
3.  Развитие ориентации на позитивную оценку качеств сверстников.
4.  Формирование навыков физической культуры.
5.  Обучение приемам ауторелаксации.
6.  Психомышечная тренировка.
Занятие 1
1.  «Твое имя» (метод идентификации со своим именем).
2. «Идентификация с именем в прошлом, настоящем, будущем».
3.  «Я и мой тезка» (метод идентификации со своим тезкой).
4.  Этюд «Встреча с другом».
5.  «Найди себе друзей».
6.  «Самый-самый» (метод подтверждения уникальности каждого ребенка).
7.  «Помоги козлику» (тренинг поведения — проявление сочувствия).
8. Моделирование позитивного поведения — доброго, всеми любимого.
9.  «Паровозик».
Занятие 2
Спортивные игры
1.  «Попади в кеглю».
2.  «Пролезь через руки».
3.  «Бой петухов».
4.  «Сядь — встань».
Мини-олимпиада
5.  Подтягивание, отжимание, гантели (для мальчиков).
6.  Игры с мячом, ракеткой, скакалкой.
7.  Игра «Кораблик».
8.  Игра «Жмурки».
9.  Исследование ситуации «если горе велико, если горю не помочь».
10.  Комплекс «Музыкальная мозаика» (саморасслабление).
БЛОК II. ПРИТЯЗАНИЕ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ
Задачи:
1.  Привить ребенку новые формы поведения.
2.  Научить самому принимать верные решения.
3.  Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком.
4.  Коррекция аффективного поведения.
5.  Приобретение навыков саморасслабления.
Занятие 1
1.  Игра «День рождения».
2.  Игра «Ассоциации».
3.  Игра «Необитаемый остров».
4.  Игра «Страшные сказки».
5.  Игра «Фанты».
6.  Этюд «Клоун смеется и дразнит слона» (тренинг желательного поведения).
7.  Гимнастика.
Занятие 2
1.  Этюд «Вот он какой» (пантомимика).
2.  Этюд «Тень».
3.  Этюд «Робкий ребенок».
4.  Этюд «Капитан» (смелость, уверенность в себе).
5.  Этюд «Два маленьких ревнивца».
6.  Этюд «Так будет справедливо».
7.  Инсценировка отдельных моментов.
8.  Рисование на тему «Наш дружный класс».
9.  Этюд «Штанга».
10.  Игра «Спящая царевна» (расслабление мышц).
Занятие 3
1.  Игра «Передай клубочек».
2.  Этюд «У оленя дом большой».
3.  Этюд «Кукушонок».
4.  Этюд «Винт».
5.  Этюд «Молчок» (тренинг желательного поведения).
6.  Этюд «Правильное решение» (смелость).
7.  Этюд «Деньги на мороженое» (тренинг желательного поведения).
8.  Этюд «Солнышко и туча».
9.  Этюд «В уши попала вода».
10.  Этюд «Игра с песком» (расслабление мышц).

БЛОК III. КОРРЕКЦИЯ НЕПРИНЯТИЯ РЕБЕНКОМ САМОГО СЕБЯ
Задачи:
1.  Воспитать в ребенке уверенность в себе.
2.  Коррекция поведения с помощью ролевых игр.
3.  Создать условия для удовлетворения потребности в признании полного образа самого себя.
4.  Формирование у детей моральных представлений.
5.  Тренировка психомоторных функций.
Занятие 1
1.  Игра «Разведчики».
2.  Игра «Дружная семья».
3.  Игра «Чунга-Чанга».
4.  Игра «Зеркало».
5.  Игра «Два друга».
6.  Этюд «Три характера».
7.  Этюд «Разные настроения».
8.  Игра «Холодно — жарко».
Занятие 2
1.  Игра «Жучок».
2.  Игра «Жму руки»
3.  Этюд «Вкусные конфеты».
4.  Этюд «Любящие родители».
5.  Этюд «Ой, ой живот болит».
6.  Этюд «Так будет справедливо» (отображение положительных черт характера).
7.  Этюд «Притвора» (тренинг желательного поведения).
8.  Рисование на тему «Как бы я поступил».
9.  Обсуждение рисунков.
10. Отдых. «Сон на берегу моря» (комплекс на ауторелаксацию).

БЛОК IV. СНЯТИЕ КОНФЛИКТНОСТИ
Задачи:
1.  Коррекция поведения с помощью ролевых игр.
2.  Формирование адекватных форм поведения.
3.  Снятие напряжения у детей.
4.  Нравственное воспитание.
5.  Регулировка поведения в коллективе.
6.  Обучение приемам ауторелаксации.
Занятие 1
1.  Этюд «Карлсон».
2.  Этюд «Очень худой ребенок».
3.  Игра «Кто пришел».
4.  Графическое отреагирование.
5.  Игра «Кляксы».
6.  Комплекс «Медвежата в берлоге» (саморасслабление).
Занятие 2
1.  Игра «Угадай, что спрятано».
2.  Игра «Что изменилось».
3.  Игра «Отгадай, кто мы?».
4.  Игра «Кораблик».
5.  Игра «Три характера».
6.  Игра «В магазине зеркал».
7.  Минута шалости.
8.  Игра «Разъяренная обезьянка».
9.  Игра «Кто за кем».
10.  «Хитрец».
11.  Полька «Старый добрый жук».

БЛОК V. КОРРЕКЦИЯ ДЕПРИВАЦИИ ПРИТЯЗАНИЯ НА ПРИЗНАНИЕ
Задачи:
1.  Снятие депривации притязания.
2.  Уменьшение тревожности.
3. Помочь справиться с негативными переживаниями, которые препятствуют нормальному самочувствию детей.
4.  Воспитание уверенности в себе.
Занятие 1
1.  Этюд «Робкий ребенок».
2.  Этюд «Смелый ребенок».
3.  Беседа «Кто чего или кого боится».
4.  Этюд «Как я устал».
5.  Рисование на тему «Я больше тебя не боюсь».
6.  Беседа по рисункам.
7.  Комплекс «На лесной полянке».
Занятие 2
1.  Игра «Кляксы».
2.  Этюд «Остров плакс».
3.  Этюд «Ночные страхи» (тренинг желательного поведения).
4.  Этюд «Смелый Ваня».
5.  Игра «В темной норе».
6.  Игра «Запомни свою позу».
Все занятия проводятся в группе, в которую входит несколько запущенных и нормальных детей (7—8 человек). Время проведения занятия ограничено количеством игр, этюдов и упражнений.
При отсутствии желаемого результата задания можно повторять,  увеличив общее количество занятий.