Психолингвистика восприятия речи. Две антиномии теории восприятия речи

Восприятие речи - сложный и многомерный процесс. В принципе оно происходит по тем же общим закономерностям, что и любое иное восприятие. И самое главное - что существуют две различных ситуации восприятия. Первая ситуация - когда происходит первичное формирование образа восприятия. Вторая - когда происходит опознание уже сформированного образа.

Все существующие теории восприятия речи могут быть классифицированы по двум важнейшим параметрам. Первый параметр - это моторный или сенсорный принцип восприятия. Второй - его активный или пассивный характер.

Моторная теория в ее классической форме <...постулирует, что в процессе слушания речи человек определяет значения управляющих моторных сигналов, необходимых для производства сообщения, подобного услышанному.

Сенсорной теории в чистом виде не существует. <Согласно этой точке зрения, моторное описание отнюдь не отрицается, просто оно рассматривается как побочное явление>. А основной механизм - это сопоставление сигнала с эталоном по акустическим признакам. Оно <...предшествует возникновению соответствующих моторных образов и не зависит существенным образом от их наличия.

Сама Л.А.Чистович и ее школа стоят на позиции моторной теории, но не в ее <радикальном> варианте. Вернее, в известной коллективной монографии они занимали радикальную позицию, заявляя, что <в основе фонемной классификации лежат не акустические, а артикуляционные признаки речевых элементов>. Л. А. Чистович считала, что артикуляционный компонент восприятия факультативен, что примат в речевом восприятии принадлежит плану сенсорному и восприятие речи возможно и закономерно и без участия моторного звена. Однако позже точка зрения школы Л.А.Чистович стала более компромиссной - <...фонемы представляют собой абстрактное надсенсорное и надмоторное описание речевых элементов>; <...моторный образ речевой единицы и предполагаемый Фантом ее сенсорный образ совпадают друг с другом>.

В работе 1961 г. автор определенно утверждал, что речевосприятие - это <...активный динамический процесс, происходящий при обязательном участии моторного, а именно речедвигательного звена>. Мы опирались на исследования А-Н.Леонтьева и его сотрудников, посвященные звуковысотному (музыкальному) слуху и показавшие, что <решающую роль в восприятии собственно высоты звука принадлежит моторному компоненту данного процесса>. Аналогия со звуковысотным слухом здесь вполне оправдана - обе функциональные системы (звуковысотный и речевой слух) сходны по природе воспринимаемых свойств (ко-торая является частотной) и пути формирования (замыкание нервных связей в онтогенетическом развитии). Кроме того, звуковысотный компонент непосредственно участвует в порождении и восприятии речи.

Нет сомнения в том, что в целом моторная теория больше соответствует общепсихологическим закономерностям восприятия и что на стадии формирования перцептивного образа-эталона участие моторного компонента обязательно. (Хорошим доказательством является практика обучения произношению иностранного языка). Но полемика моторного и сенсорного подхода, как правило, не учитывает следующих важных моментов.

Во-первых, не учитывается физиологическое различие видов речи, т.е. возможность появления в речепорождении и речевосприятии последовательностей, представляющих собой продукт слуховой имитации, или даже первосигнальных раздражителей по И.П.Павлову.

Во-вторых, не учитывается принципиальная возможность опоры в восприятии на неадекватный моторный компонент, показанная в опытах А.И.Иошпе, выполненных под руководством О.В.Овчинниковой. В этих опытах моторный компонент звуковысотного восприятия был модифицирован: вместо того, чтобы формировать звуковысотный слух с опорой на деятельность голосовых связок, как это происходит обычно, для этой цели использовалась установка, где разным высотам приводилась в соответствие различная сила нажатия на клавишу.

Оказалось, что выработка звуковысотного слуха от этого не страдает.
В-третьих и в-главных, все-таки подавляющее большинство ситуаций восприятия речи связано не с формированием перцептивного эталона, а с использованием эталона уже сформированного. А в этом случае используемые признаки могут быть как моторными, так и сенсорными и вообще носят эвристический характер.

Какая единица выступает в процессах смыслового восприятия речи в качестве такого эталона? Есть все основания думать, что это - звуковой облик целого слова. <...Для опознавания и различения слов служат все произносимые и слышимые звуки, ...воспринимаемые в составе слов... Разложение слов на отдельные звуки при пользовании родным языком наблюдается разве только при недослышках, при слушании невнятной речи и тому подобных случаях, выходящих за пределы нормальной речевой практики> . Ср. понятие <звукового слова-типа> у Л.В.Щербы. В пользу <пословного> характера восприятия речи говорит множество экспериментальных данных. Этот тезис разделял, в частности, Р.О.Якобсон; наиболее четко он сформулирован в классической статье двух крупнейших европейских фонетистов - Г. Моля и Э.Уленбека: <Слушающий не воспринимает в речи фонемы одну за другой, но идентифицирует и детерминирует значащие единства, т.е. слова>. Идея пословного восприятия хорошо сочетается с идеей интегральных звуковых признаков, выдвинутой Н.Ф.Яковлевым еще в 1923 г., и с идеей приоритета смыслоотождествительной функции фонемы перед смыслоразличительной, четко сформулированной лингвистами Женевской школы, особенно Э.Бейссансом.

Пассивные теории восприятия - это теории пошагового принятия решений, соотносимые с моделью с конечным числом состояний. Примером может являться <грамматика для слушающего> Ч.Хокетта. Пассивным теориям противостоит модель <анализа через синтез>, выдвинутая М.Халле и К.Стивенсом и активно поддержанная.

Н.Хомским и Дж.Миллером. Наиболее кратко ее можно сформулировать так: чтобы воспринять (понять) высказывание, нужно построить его синтаксическую модель, полностью или по крайней мере частично соответствующую той модели, которая используется нами в процессе порождения речи. Или, говоря словами Э.Леннеберга, <...механизм понимания в своей основе не различается с механизмом планирования высказывания при его про-дуцировании>. Теория анализа через синтез не предполагает обязательно полного тождества семантических и грамматических операций при порождении и восприятии речи. В последнем непременно участвуют эвристические приемы. С другой стороны, анализ через синтез хотя и сочетается с моторным принципом восприятия речи (см. выше), но они не предполагают друг друга.