Основные теоретические и методологические основы изучения психологии малых групп и групповых процессов

Целесообразно выделить три основных направления в исследовании малых групп, сложившиеся в руслах различных исследовательских подходов:
1) социометрическое,
2) социологическое,
3) школа «групповой динамики».

1) Социометрическое направление в изучении малых групп связано с именем Дж. Морено, который исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить две структуры отношений:
- макроструктуру (которая для Морено означала «пространственное» размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности)
- и микроструктуру, что, иными словами, означает структуру психологических отношений индивида с окружающими его людьми.
Согласно Морено, все напряжения, конфликты, в том числе социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктур: система симпатий и антипатий, выражающих психологические отношения индивида, часто не вмещается в рамки макроструктуры, а ближайшим окружением оказывается не обязательно окружение, состоящее из приемлемых в психологическом отношении людей. Следовательно, задача состоит в перестраивании макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой.
На основании применения этой возникло целое направление исследований малых групп, особенно в прикладных областях.
Главный просчёт – использование Социометрии как единственного метода исследования. Социометрия не рассматривает ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ группы. Она рассматривает эмоциональные отношения участников группы, но и тут недостаток: не учитывается мотив выбора.

2) Социологическое направление (сказать про эксперимент Мэйо со сборщицами реле).
Социабилъность - потребности ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе.
Также Мэйо сделал вывод о наличии неформальной структуры в бригадах, о возможности использования ее как фактора воздействия на бригаду в интересах компании.
Не случайно впоследствии именно на основании рекомендаций, полученных в Хоторнском эксперименте, возникла особая доктрина «человеческих отношений», превратившаяся в официальную программу управления и преподаваемая ныне в качестве учебной дисциплины во всех школах бизнеса.
Что же касается теоретического значения открытий Мэйо, то оно состоит в получении нового факта - существования в малой группе двух типов структур, открывшего широкую перспективу для исследований. После Хоторнских экспериментов возникло целое направление в исследовании малых групп, связанное преимущественно с анализом каждого из двух типов групповых структур, выявления соотносительного значения каждого из них в системе управления группой.

3) Школа «групповой динамики» (К. Левин).
«Теорию поля». Центральная идея теории поля заключается в том, что законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих, была развита применительно к науке о группах, к анализу этих сил, их локализации и измерению. Важнейшим методом анализа психологического поля явилось создание в лабораторных условиях групп с заданными характеристиками и последующее изучение функционирования этих групп. Вся совокупность этих исследований получила название «групповой динамики».
Основная проблематика сводилась к следующему: какова природа групп, каковы условия их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и с другими группами, каковы условия их успешного функционирования. Большое внимание было также уделено проблемам образования таких характеристик группы, как нормы, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, наконец, лидерство в группах.