GKS :: ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GKS :: ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ » МАТЕРИАЛ » Сенсорное развитие детей с ДЦП


Сенсорное развитие детей с ДЦП

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Детский церебральный паралич (ДЦП) – одно из тех заболеваний, которые часто приводят к тяжелой инвалидности. Термин ДЦП впервые был предложен З.Фрейдом в 1893 г., который назвал таким образом группу заболеваний мозга внутриутробного и родового происхождения. Профессор К.А.Семенова вывела наиболее совершенную, всеохватывающую классификацию форм ДЦП с учетом развития не только двигательной, но и интеллектуальной, психоречевой и эмоциональной сфер: двойная спастическая гемиплегия (выражены все тонические рефлексы с ригидностью мышц); спастическая диплегия; гемипарез; гиперкинетическая форма с подформами: а) даойной атетоз, б) атетозный баллизм, в) хориоатетозная форма, г) хореический гиперкинез; атонически-астатическая форма. Лечение двигательных расстройств при ДЦП проводится комплексно с помощью лечебных средств, лекарств, ЛФК, массажа, ортопедического режима, логопедических занятий.

В работе с детьми широко используется метод двигательно-кинестетической стимуляции в развитии моторики органов артикуляции, в формировании зрительно-моторной координации, в коррекции сенсорных и речевых функций. В коррекционно-логопедической работе с детьми, страдающими церебральным параличом, используются основные дидактические принципы. Основным видом занятий с детьми является эмоционально окрашенная игра, в которой ребенок на начальных этапах занимает пассивную позицию, а на следующих этапах более активную. Поэтому немаловажную роль имеют игровые пособия при работе с детьми с диагнозом ДЦП. Например, для развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха можно использовать бубен, губную гармошку, колокольчик, погремушку, детское пианино, металлофон. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Ребенок озвучивает игрушки самостоятельно, внимательно слушает, различает звуки. Затем ребенок отворачивается. Малышу нужно только на слух без зрительной опоры определить, что звучит, указать на игрушку. Взрослый называет каждый звучащий предмет. Количество предметов увеличивается постепенно, от двух до пяти и более. Или применить подручные средства: металлическую коробку, стеклянную банку, пластмассовый стаканчик, керамическую кружку, деревянную шкатулку и др. Взрослый карандашом многократно стучит по каждому предмету, пока ребенок не уловит характер звука. После этого ребенок отворачивается. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний: о металл и о дерево, потом добавляются и  другие варианты звучания. Затем ребенок поворачивается  и указывает, какой предмет звучал.

Для формирования представлений о цвете, форме и величине можно использовать разноцветные кубики, разноцветные палочки, наборы специальных карт и открыток. Например, берутся 4 набора кубиков разного цвета. Ребенку предлагается построить башню вместе с взрослым. Взрослый начинает строить и комментирует свои действия: «Первый этаж мы построим из таких кубиков» (например, красных), ребенок подбирает нужные кубики и завершает этаж. Взрослый подводит итог совместной работы: «Первый этаж мы построили из красных кубиков». Таким образом, строится каждый последующий этаж.

2

Или, ребенку предъявляется карта с наклеенными разноцветными домиками, в которых вырезаны окошки. Затем ребенку дается комплект разноцветных квадратиков и предлагается закрыть ими окошки в домиках. Взрослый комментирует действия ребенка, называя цвет квадратиков и домиков, обращает внимание на то, что они подходят по цвету.

Для развития пространственных представлений можно использовать обыкновенный мячик. Вначале взрослый выполняет упражнения с мячом, каждый раз называя свои действия: «Мяч вверх, мяч вниз» и т. д. Ребенок, следя за взрослым, копирует упражнения. Затем ребенок выполняет упражнения по словесной инструкции. Кроме этого, можно применить «строительный материал» (конструктор ЛЕГО, кубики, палочки). Например, дать задание построить  ворота или заборчик из двух кирпичиков и планки. Целью данного задания: учить детей ставить кирпичики вертикально и накладывать на них сверху осторожно планку; понимать, что это ворота. Играть с ними, используя дополнительные игрушки. Описание: «Куколка проходит через ворота и идет гулять. Автомобиль проезжает в ворота и едет дальше вместе с другими автомобилями».

Для развития мелкой моторики рук у детей с диагнозом ДЦП  используются различные приемы и средства. Но наиболее эффективными являются  применение «шнуровки – нанизывание фигурок на шнурок, готовых «бусин» из мелкого материала различных геометрических форм и расцветок; застегивание пуговиц, крючков, молний; завод механической игрушки ключом; игры  с  конструктором,  кубиками,  мозаикой   (детали должны быть достаточно крупные); складывание матрешек; сминание руками поролоновых шариков, губки, пищащих игрушек; складывание пазлов. При этом картина должна быть простой, с контрастными цветами. Вначале достаточно поставить на место одну деталь, постепенно усложнять (две и более деталей).

Таким образом, для  формирования гармоничной личности ребенка, развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха, формирования представлений о цвете, форме и величине, развития общей и мелкой моторики, основных двигательных навыков можно использовать как подручные средства (пуговицы, шнурки, крупные бусины, баночки, бумага и т.д.), а также специальные наборы (детские строительные конструкторы, несложные пазлы, игрушки и мячики).
Большое место отводим игровым пособиям, направленным на развитие движений рук и действий с предметами, по нормализации речевого дыхания, по стимуляции эмоционального общения ребенка с окружающими. Так как у детей с ДЦП в структуру дефекта входит нарушение пространственных представлений, то  рекомендованы игровые пособия по расширению пространственных представлений об окружающем.

Список литературы
1. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1985.
2. Екжанова Е.А. Использование тонкого пальцевого тренинга для коррекции и стимуляции психофизического развития детей раннего возраста // Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. – М.,1999.
3. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с детским церебральным параличом в возрасте от одного до трех лет // Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М., 2006. – С.199–220.


Вы здесь » GKS :: ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ » МАТЕРИАЛ » Сенсорное развитие детей с ДЦП