GKS :: ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GKS :: ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ » МАТЕРИАЛ » Методологические основы диагностики отклоняющегося развития


Методологические основы диагностики отклоняющегося развития

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Методологические основы диагностики отклоняющегося развития

Принципы диагностики отклоняющегося развития:
1. Каждый тип нарушенного развития характеризуется свойственной только ему специфической психологической структурой, определяемой соотношением первичного и вторичного нарушений, иерархией вторичных нарушений.
2. Внутри каждого типа нарушенного развития наблюдается многообразие проявлений, особенно различающихся по степени выраженности.
3. Диагностика строится с учетом общих и специфических закономерностей нарушенного развития.
4. Диагностика ориентируется на выявление не только общих и специфических недостатков развития, но и положительных свойств ребенка, его потенциальных возможностей.

Итогом диагностики отклоняющегося развития является установление психолого-педагогического диагноза, в котором указываются:
- педагогическая категория нарушенного развития;
- степень выраженности нарушения;
- недостатки развития, осложняющие ведущие нарушения;
- индивидуальные особенности ребенка и рекомендации в разработке индивидуальной программы коррекционной работы.

Принципы анализа данных при диагностике отклоняющегося развития:
1. Онтогенетический принцип - нарушение представляет собой одно из свойств самого процесса развития, без учета которого нельзя адекватно понять его особенности, в том числе негативные.
2. Принцип системно-структурного подхода: отклонение в развитии тех или иных психических функций должно рассматриваться как нарушение целостности всей системы.
3. Принцип уровневого анализа: при анализе нарушения в развитии следует учитывать характер нарушения иерархических, уровневых связей. (Например, при расстройстве более молодой и сложной функции, как правило, происходит «высвобождение» более элементарной, подчиненной ей, что может проявляться в снижении уровня произвольности ее регуляции.)

Направления диагностики отклоняющегося развития:
1. Клинико-психологическое, ставящее своей целью сопоставление полученных психологических данных с особенностями основного нарушения — его глубиной, этиологией, патогенезом.
2. Психолого-педагогическое направление изучает ребенка в контексте обучения и воспитания (обоснование содержания специального образования и оценка его эффективности).
3. Социально-психологическое направление изучает характер межличностных отношений ребенка с отклоняющимся развитием, особенности его общения, социальной перцепции и т.д.; сюда же включаются исследования реабилитационных процессов, в том числе в различных условиях обучения. Всё это направлено на «нормализацию» состояния лиц с ограниченными возможностями, повышение качества их жизни и интеграцию в общество.
4. Консультативное направление - это помощь родителям и учителям проблемных детей с опорой на изучение условий их семейного воспитания и интегрированного обучения.

2

Формы диагностики отклоняющегося развития:
1. Скрининговая диагностика - выявление детей с откл в разв из популяции;
2. Дифференциальная диагностика - отграничение сходных состояний при различных нарушениях, определение типа ОУ;
3. Феноменологическая (углубленная) диагностика призвана выявить индивидуальные особенности ребенка его познавательной деятельности, работоспособности, эмоционально-волевой и личностной сферы и т.д.
4. Динамическое обследование позволяет прослеживать динамику развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий.
5. Итоговая диагностика призвана оценить состояние ребенка «на выходе», в конце определенного этапа его обучения или цикла коррекционной работы.

Методические принципы диагностики отклоняющегося развития:
- Принцип комплексного изучения детей обязывает учитывать данные, полученные при обследовании ребенка всеми необходимыми специалистами;
- Принцип комплексности - это интеграция информации, полученной разными методами.
- Принцип всестороннего, системного и целостного изучения ребенка - предусматривает исследование его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения. Учитывается и физическое состояние, так как оно может существенно влиять на формирование умственных способностей.
- Принцип динамического изучения, опирается на концепцию Л. С. Выготского о ЗАР и ЗБР;
- Принцип качественно-количественного подхода - количественные показатели дополняются качественной оценкой;
- Принцип индивидуального подхода - учет возрастных и характерологических особенностей детей, организация позитивной направленности ребенка на контакт со специалистом.


Вы здесь » GKS :: ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ » МАТЕРИАЛ » Методологические основы диагностики отклоняющегося развития