GKS :: ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GKS :: ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ » МАТЕРИАЛ » Теория социального научения (Джулиан Роттер)


Теория социального научения (Джулиан Роттер)

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Теория социального научения (Джулиан Роттер)
Теория социально научения Роттера — поведенческая теория личности, автор Дж. Роттер.
В качестве исходных выступают идеи А. Адлера о важности социальных факторов и Э. Толмена об ожиданиях.
Аксиоматика:
1. Исследуется индивид, взятый в значимом для него окружении.
2. Личностные конструкты не редуцируемы к конструктам других дисциплин (биологии, физиологии, нейрологии).
3. Поведение, описанное благодаря личностным конструктам, осуществляется в пространстве и времени.
4. Личностные конструкты специфичны в отношении филогенетического и онтогенетического развития.
5. Опыты личности взаимно проницаемы.
6. Поведение целеориентировано в зависимости от подкрепления. Поведение определяется не только подкреплением, но и антиципацией.
В теории социального научения человек предстает как классифицирующее существо. Все предметы окружающего мира могут быть расклассифицированы на основе воспринимаемых причин получения подкрепления. Если подкрепление воспринимается как не в полной мере обусловленное собственными действиями, то оно видится как обусловленное счастьем, случаем, судьбой или другими и в большой степени непредсказуемым из-за чрезмерной сложности событий.
1–й концепт.
BP x, s1, ra = f{E x, s1, ra & RV a, s1}
или BP = E * RV
Т.е. вероятность реализации (BP) поведения (x) в ситуации (s1) при наличии подкрепления (ra) (поведенческий потенциал) есть функция от произведения антиципации (ra) (субъективное ожидание) подкрепления в ситуации (s1) в результате действия (x) на субъективную ценность (a) в ситуации (s1). Только одна поведенческая альтернатива, одна ситуация действия, одно подкрепление.
BP — вероятность поведения, имеется в виду не только внешнее поведение, но и когнитивная активность, планирование, а также использование механизмов психологической защиты.
E — ожидания; могут согласовываться с объективной реальностью, а могут не согласовываться (если человек считает себя неумелым в общении, то поведение (P) установления знакомства будет минимизироваться): max = 1, min = 0.
E и RV— независимы.
RV— шесть потребностных классов (признание социального статуса, доминантность, независимость, защищенность, любовь, физическое благополучие).
2–й концепт.
E s1 = f{E s1 & (GE/N s1)}
или E = E' + GE

2

Т.е. субъективное ожидание в ситуации (s1) (ситуационно–специфическое) есть функция от прошлых опытов индивида в ситуации (s1) и (генерализованные ожидания, накопленные в других ситуациях, деленные на число этих опытов). Генерализованные ожидания наиболее значимы в новых или многозначных ситуациях. Генерализация может происходит по схожести как подкрепления, так и стратегий решения.
GE — генерализованные ожидания (перенос из ситуации общения на ситуацию сдачи экзамена по физике).
3–й концепт.
RV a, s1 = f{E ra, ... E r(b-n) & RV (b-n), s1}
E ra — ожидание, что подкрепление (a) в ситуации (s1) функционально связано с подкреплениями от b до n.
RV (b-n) — субъективная цена подкрепления от b до n.
Минимальный уровень цели — объективно положительный результат может иметь негативную цену подкрепления, если он ниже минимального уровня цели.
4–й концепт.
s1 — психологическая ситуация (восприятие ситуации и окружающего мира).
Достичь удовлетворительных результатов в одних ситуациях легче, чем в других.


Вы здесь » GKS :: ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ » МАТЕРИАЛ » Теория социального научения (Джулиан Роттер)