GKS :: ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GKS :: ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ » МАТЕРИАЛ » Память, ее виды и процессы


Память, ее виды и процессы

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Память, ее виды и процессы

Основная функция памяти состоит в координации функционирования всех элементов психики и достижении актуальной цели индивида путем запоминания и последующего воспроизведения необходимой информации. Для более глубокого понимания специфики и закономерностей данного процесса, в науке были выделены различные виды памяти.
Согласно классификации П.П. Блонского, память, в зависимости от характера психической активности, делится на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную. П.П. Блонский считал, что двигательная память направлена на запоминание, сохранение и воспроизведение движений тела, что является главным фактором формирования практических и трудовых навыков. Эмоциональная память заключается в способности запоминать и воспроизводить эмоциональные состояния, которые, в зависимости от ситуации, могут носить как положительный, так и отрицательный характер, что является, по мнению П.П. Блонского, одним из механизмов регуляции поведения. Образная память представляет собой запоминание, сохранение и воспроизведение образов, ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. В зависимости от преобладания воспроизводимых представлений, возникших при задействовании того или иного анализатора, образную память П.П. Блонский делит на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую. Вербальная память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. В её основе лежит неразрывная связь мышления и речи [1].
Также П.П. Блонский приводит пример исследований У. Джеймса, Э. Йенша и Р. Хейбер, посвященных эйдетической памяти. В них говорится, что эйдетические образы памяти являются результатом последействия возбуждения органов чувств внешними раздражителями. Они похожи на представление тем, что возникают в отсутствие предмета, но характеризуются такой детализированной наглядностью, которая недоступна обычному представлению [1; 50].
В психологической науке также выделяется непроизвольная и произвольная память. Исследования в данном направлении проводил А.А. Смирнов. Согласно его мнению, в основе данной классификации лежит наличие или отсутствие мнемической цели - установки на процесс заучивания, хранения и извлечения информации. За целью следует мнемическая деятельность, требующая мнемических средств. Мнемическая направленность имеет решающее значение для продуктивного, эффективного запоминания [41].
В зависимости от наличия средства или приёма запоминания, память делится на опосредованную и непосредственную. В данном случае правомерным будет сравнение экспериментальной ситуации Эббингауза, где главная роль отводится процессам повторения в отсутствии средства запоминания, с работами Выготского, где субъект работает с сутью, соотношением и содержанием материала. В первом случае эффективность запоминания, согласно Эббингаузу, зависит от количества повторений: с увеличением числа повторение увеличивается объем сохраненной информации. Во втором случае на эффективность запоминания влияет установление логической связи между объектом запоминания и предметом, с которым этот объект ассоциируется. [6; 50]
По времени хранения информации выделяется ультракратковременная или сенсорная память, кратковременная память, которая не обслуживает восприятие как первая, а обслуживает понимание, мышление, и долговременная память - основа индивидуального опыта. Долговременная память, в свою очередь, может делиться на эпизодическую и семантическую. Эпизодическая память направлена на длительное хранение различных эпизодов из жизни индивида. Семантическая память обеспечивает знание общих закономерностей окружающей среды [5; 40].
Несмотря на вышеперечисленные классификации памяти, следует отметить, что различные её виды, выделенные в соответствии с разными критериями, находятся в органическом единстве. Так, словесно-логическая память в каждом конкретном случае может быть либо непроизвольной, либо произвольной; одновременно она обязательно является либо кратковременной, либо долговременной. Различные виды памяти, выделенные по одному и тому же критерию, также взаимосвязаны. Кратковременная и долговременная память по существу представляют собой две стадии единого процесса, который всегда начинается с кратковременной памяти [17].
Среди процессов памяти основными принято считать запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание информации.
Запоминание - это процесс памяти, обеспечивающий сохранение материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения.
Воспроизведение - актуализация ранее сформированного психологического содержания в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей. Разновидностью воспроизведения является узнавание, проявляющееся при вторичном восприятии объекта. Воспроизведение, подобно запоминанию, может быть произвольным и непроизвольным.
Сохранение и забывание - это две

2

стороны единого процесса, связанного с долговременно удерживаемой воспринятой информацией. Сохранение - это удержание в памяти, а забывание - это исчезновение, выпадение из памяти заученного [2].
Специфику процессов запоминания, сохранения и забывания информации описывал П.Жане в своем труде «Эволюция памяти и понятия времени». Важнейшим фактором, по мнению П.Жане, влияющим на образование, сохранение и распад ассоциаций, является повторение.
С ростом частоты переживания впечатлений, образующих ассоциацию, возрастает точность и уверенность воспроизведения, а также время хранения информации. Однако П. Жане указывает на то, общее правило для оптимального количества повторений сформулировать крайне трудно: простые, но яркие события могут удерживаться много лет даже после однократного появления; события менее интересные и более сложные могут не остаться в памяти даже после многократного переживания. Кроме того, противоречит этому правилу явление реминисценции, обнаруженное ассоцианистами. Реминисценция представляет собой количественное улучшение сохранения при последующих воспроизведениях без дополнительных упражнений и повторений заученного [13].


Вы здесь » GKS :: ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ » МАТЕРИАЛ » Память, ее виды и процессы