GKS :: ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GKS :: ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ » МАТЕРИАЛ » Мнемотехника и особенности её применения в психокоррекционной работе


Мнемотехника и особенности её применения в психокоррекционной работе

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Мнемотехника и особенности её применения в психокоррекционной работе

Мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Один из приемов мнемотехники - установление связей между запоминаемыми объектами и их мысленным размещением в воображаемом, хорошо знакомом пространстве, разделенном по определенному принципу.
Мнемотехника предполагает применении логического запоминания, основанного на использовании мыслительных процессов в качестве опоры [8].
В младшем школьном возрасте происходит развитие всей когнитивной сферы. Д.Б. Эльконин считает, что изменения, происходящие в памяти, напрямую зависят от мышления, стоящего в центре развития на данном возрастном периоде. Ввиду этого происходит интеллектуализация памяти, учащиеся используют мыслительные операции при запоминании информации. «Благодаря переходу мышления на новую, более высокую ступень, происходит перестройка всех остальных психических процессов, память становится мыслящей, а восприятие думающим. Переход процессов мышления на новую ступень и связанная с этим перестройка всех остальных процессов и составляют основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте» [48, c. 273].
Мнемотехнические средства, по мнению А.Н. Леонтьева, изменили принципиальную структуру акта запоминания: из прямого, непосредственного оно становится опосредованным. Ведущая роль в формировании внутренних средств запоминания принадлежит речи, ее превращению из чисто внешней функции в функцию внутреннюю [24].

2

Мнемотехника, как считал Т.П. Зинченко, представляет из себя систему различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. По мнению Т.П. Зинченко, в мнемотехнике содержится правильное представление о том, что успешность работы памяти зависит от тех или иных способов запоминания. Это положение широко разрабатывается в современной психологии. Формирование приемов смысловой, логической обработки запоминаемого материала рассматривается как основной путь не только повышения эффективности работы памяти, но и ее развития и воспитания [17].
В специальном образовании в качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор и составление плана и др. При построении коррекционной работы следует учитывать, что обучение мнемическому приему должно включать как формирование самого умственного действия, так и использование его как средства запоминания. Процесс развития логической памяти у младших школьников с церебральным параличом требует специальной организации, поскольку в подавляющем большинстве дети данного возраста самостоятельно не используют приемы смысловой обработки материала, и с целью запоминания используют механическое повторение.
Как было уже сказано, смысловая память основана на понимании и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные для запоминания связи, т.е. крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры, что позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Связи, используемые для запоминания, носят вспомогательный характер, они служат средством, помогающим что-либо вспомнить. Наиболее эффективными будут мнемические опоры, отражающие главные мысли какого-либо материала. Они и представляют собой укрупненные смысловые единицы. Для детей со слабо развитой памятью основные пути ее компенсации лежат в развитии смысловой памяти: умении обобщать материал, выделять в нем главные мысли [43].
Эффективная обучающая методика по созданию мнемических опор разработана К.П. Мальцевой. Эта методика, получившая название «Смысловые единицы», может быть использована для школьников всех возрастов, испытывающих трудности в мнемической деятельности, начиная со второго класса. Удобнее всего использовать эту обучающую методику в начальной школе [29].
Таким образом, включение мнемотехнических приёмов в коррекционно-развивающий процесс является одним из факторов его успешности, но при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности детей той или иной категории при подборе и организации коррекционного воздействия на память с элементами мнемотехник.


Вы здесь » GKS :: ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ » МАТЕРИАЛ » Мнемотехника и особенности её применения в психокоррекционной работе