Актуальность исследования. Острейшая необходимость в изучении различных аспектов проблемы особенностей психического развития детей с ЗПР в сравнении с другими аномалиями развития, а так же в сравнении с полноценно развивающимися детьми обусловлено, по нашему мнению, главным образом нуждами психологической и педагогической практики. В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.
Комплексное изучение ЗПР, как специфической аномалии детского развития развернулось в советской дефектологии в 60-е годы  и связано с именами таких ученых, как Т. А. Власова, В. М. Астапов, Н. С. Певзнер, В. М. Лубовский и др. Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними в помощь учителю были даны в книге Т. А. Власовой и Н. С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии»[1].
Изучение психологических особенностей детей с ЗПР, выявление закономерностей развития таких детей в различные периоды онтогенеза является первым и важным шагом в построении коррекционных программ, направленных на преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы выявить некоторые психологические особенности детей подросткового возраста с ЗПР.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую  литературу по заявленной проблеме;
2. Подобрать необходимые методики;
3. Провести эмпирическое исследование подростков с ЗПР и подростков с нормальным течением онтогенеза, проанализировать  результаты;
4. Провести сравнительный анализ полученных данных; сделать выводы.
Предметом исследования являются некоторые психологические особенности подростка с ЗПР (нами были выбраны следующие: агрессивность, социальный интеллект, эмпатия).
Объектом исследования выступают дети подросткового возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования состоит в том, подростки с ЗПР имеют определенные психологические особенности. В нашем исследовании это проявляется в существенных различиях в уровне развития таких психологических характеристик, как социальный интеллект, агрессивность, эмпатия  у подростков с ЗПР и подростков с нормальным онтогенезом.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы
2. Тест-опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии»
3. Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена, Н. Эпштейна
4. Методика Дж. Гилфорда и М. Салливена «Социальный интеллект»
5. Методы обработки и интерпретации данных –  качественный и количественный анализ.
В исследовании приняло участие 25 человек (12 подростков с ЗПР и 13 подростков с нормальным онтогенезом), учащиеся 8-9 классов начальных школ.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что на основе проведенного анализа полученных результатов нами были разработаны рекомендации по коррекции личностных особенностей подростков с ЗПР. Данные рекомендации могут быть предназначены как для педагогов, так и для родителей.