СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………………………...3
Экологическая характеристика г. Уфы………………………………………..3-4
Влияние автотранспорта на загрязнение
почвы г. Уфы комплексом приоритетных
полициклических ароматических
углеводородов (ПАУ)…………………………………………………………..4-6
Жизнь с диоксинами. Фенольная катастрофа…………………………...……6-8
Заключение……………………………………………………………………...8-9
Список используемой литературы……………………………………………...10
ВВЕДЕНИЕ
Высокая степень концентрации промышленности на территории города создает определенную нагрузку на окружающую среду. Однако, в последние годы наметились существенные сдвиги для улучшения экологической ситуации. Так, в последнее десятилетие наблюдается отчетливая тенденция снижения выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников при одновременном росте промышленного производства. Улучшается ситуация с очисткой сточных вод. За последние 3 года доля недостаточно обезвреженных стоков в водоемы в общем объемы сбросов сократилась с 11,3% до 10,8%. В ближайшие годы администрацией города предусмотрено строительство важных объектов природоохранного назначения. Таким образом, налицо стабильная тенденция улучшения экологической ситуации в городе Уфа.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА г. УФЫ
Проблемы экологической безопасности Уфы понятны многим, ибо экологическая ситуация почти во всех российских индустриальных городах аналогична. Уфа сконцентрировала многоотраслевую производственную структуру, перенасыщенную техногенноопасными объектами. На территории городских земель располагаются крупнейшие промышленные предприятия химии и нефтехимии, энергетики и машиностроения, строительного комплекса и ряда других.
Уфа лишь в последние три года не входит в число экологически неблагополучных городов, но далеко от этого списка не отошла. Обострение экологической ситуации в Уфе выпало на конец 80-х и начало 90-х годов прошлого столетия. Поэтому правительством СССР принято известное горожанам постановление № 556, закрыт ряд “грязных” производств. В связи с общественно-политическими событиями 90-х годов вопросы разрешения экологических проблем и улучшения окружающей среды со временем перенесены на “плечи” республики и города. Тяжела ноша. Но город продолжает осуществлять природоохранные мероприятия с привлечением бюджетных средств и средств предприятий. Экономика Уфы на сегодня имеет тенденцию устойчивого развития. Но при этом растут и темпы загрязнения окружающей среды. Общий выброс вредных веществ 525 природопользователей составляет 339,7 тыс. тонн в год. Очистные сооружения не позволяют снизить уровень высокого и экстремально высокого загрязнения водоемов. Ежегодно в водные объекты сбрасывается более половины всего объема сточных вод по республике. Очистные сооружения, построенные более 30 лет назад, требуют модернизации, внедрения новых технологий очистки. Накоплено 180 тысяч тонн неутилизированного осадка. Система канализации является основным источником загрязнения водных объектов, через которую сбрасывается 152,18 млн м3 загрязнённых сточных вод и предприятиями теплоэнергетики —135,2 млн м3.
Проблема очистки сточных вод разрешима путем реконструкции и расширения третьей очереди городских сооружений канализации при финансовой поддержке федеральных органов власти. Строительство объекта осуществляется с 1990 года и сегодня практически заморожено. Ежегодно более 200 тыс. тонн отходов складируются на территории предприятий Уфы и свыше 300 тыс. тонн вывозится на городскую свалку. Лишь небольшая часть отходов утилизируется и перерабатывается с последующим использованием в качестве вторичных материалов. Но проблема захоронения и утилизации бытовых и промышленных отходов города остается напряженной. В сложившейся ситуации миллионному городу необходим завод по переработке твердо-бытовых и промышленных отходов с современными и передовыми технологиями, отвечающий требованиям природоохранного законодательства. Проектирование и строительство завода, по предварительным расчетам, составит 300 млн рублей и реализация проекта возможна за счет средств федерального бюджета.
ВЛИЯНИЕ АВТОТРАНСПОРТА НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПОЧВЫ г. УФЫ
КОМПЛЕКСОМ ПРИОРИТЕТНЫХ ПОЛИЦИКЛИЧЕСКИХ
АРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ (ПАУ)
В крупных промышленных городах с хорошо развитой инфраструктурой особенно
остро стоит проблема загрязнения окружающей среды супертоксикантами, к которым
относится класс полициклических ароматических углеводородов (ПАУ). Хотя на фоне
других загрязняющих органических веществ в окружающей среде, ПАУ присутствуют в
достаточно малых концентрациях, но именно они вносят существенный вклад в
канцерогенную и мутагенную активность.
Целью настоящей работы было изучение загрязнения почвы территории г. Уфы
комплексом 16 приоритетных ПАУ. Концентрации ПАУ в пробах почвы определялись
методом высокоэффективной жидкостной хроматографии.
Для проведения работ по изучению загрязненности почв ПАУ был выбран район, в
котором находятся крупные и средние промышленные предприятия, расположены
котельные, силовые установки и ТЭЦ, имеется сеть автодорог с различной интенсивностью
движения.
В почве присутствуют в основном 12 из 16 приоритетных ПАУ. Ацетнафтен и флуорен не
обнаружены, нафталин и ацетнафтилен присутствуют в незначительных количествах по
сравнению с другими ПАУ. По количественному составу более 85% приходится на
углеводороды с 3-7 бензольными кольцами. Вблизи оживленных транспортных магистралей
ПДК бенз(а)пирена (БП) (20 мкг/кг), который считается наиболее опасным из всех 16
приоритетных ПАУ, составляет от 3 ПДК до превышения почти в 10 раз. Кроме БП сильной
канцерогенной активностью и токсичностью обладает бенз(b)флуорантен, концентрации
которого выше концентрации бенз(а)пирена в 1.5 - 2 раза. Более слабой канцерогенностью
обладают такие соединения, как индено(1,2,3-cd)пирен, бенз(k)флуорантен и бенз(g,h,i)перилен,
которые в значительных количествах присутствуют в отобранных пробах. Негативное
воздействие на уровень загрязнения оказывают не только канцерогенные, но и высокотоксичные
флуорантен и бенз(k)флуорантен, концентрации которых выше концентрации бенз(а)пирена
(для флуорантена выше в 1.5-2.5 раз, для бенз(k)флуорантена 0.7-1.0).
Значительное влияние на концентрации ПАУ в почве оказывает удаленность от дороги,
присутствие насаждений и жилых домов. Концентрации ПАУ в пробах, взятых в парке и
дворах снижаются в 5-10 раз. Такое, довольно таки, значительное снижение концентраций
ПАУ связано с растущими в парке и дворах деревьями, которые в значительной степени
задерживают распространение выхлопных газов автотранспорта. Также снижают содержание
ПАУ в почве расположенные вдоль автодорог жилые дома.
Бенз(а)пирен не является надежным индикатором загрязнения окружающей среды всем
комплексом ПАУ. В качестве основания для такой оценки может служить суммарная
токсичность индивидуальных ПАУ относительно БП. Так, например, для пробы, отобранной
вблизи автомагистрали, ПДК по БП составляет 3.1, а с учетом токсичности остальных ПАУ
Рассчитанные суммарные значения ПДК ПАУ (относительно токсичности и ПДК БП)
обследованного района г. Уфы позволяют получить более полную картину эмиссии ПАУ.