Психологическая помощь и коррекционная работа при ЗПР 
 
      Дети и подростки с ЗПР требуют особого подхода к ним, многие  из  них нуждаются в коррекционном обучении, которое необходимо сочетать с  лечебно-оздоровительными мероприятиями.
      Многим детям с ЗПР необходимо обучение в  специальных  школах,  где  с ними проводится большая коррекционная работа,  задача  которой  —  обогащать этих детей разнообразными знаниями  об  окружающем  мире,  развивать  у  них наблюдательность  и  опыт  практического   обобщения,   формировать   умение самостоятельно добывать  знания  и  пользоваться  ими.  Неотъемлемой  частью коррекционного обучения  детей и подростков  с  ЗПР  является  нормализация  их  учебной деятельности, которая характеризуется неорганизованностью,  импульсивностью, низкой продуктивностью. Учащиеся  с  данным  дефектом  не  достаточно  умеют планировать свои действия, их контролировать,  не  руководствуются  в  своей деятельности конечной целью,  часто  «перескакивают»  с  одного  задания  на другое, не завершив начатое, и т.д. Нарушения деятельности  детей  с  ЗПР  - существенный  компонент  в  структуре  дефекта,  они  тормозят  обучение   и развитие  учащихся.  Нормализация  деятельности  составляет   важную   часть коррекционного обучения таких детей, осуществляемая  на  всех  уроках  и  во внеурочное время. Кроме того, построение коррекционно-развивающего педагогического процесса необходимо для преодоления и (или) профилактики негативных проявлений в развитии, основывается на комплексных подходах, включающих лечебные и лечебно-профилактические мероприятия, укрепление физического здоровья ребенка, общую коррекционную направленность фронтального учебно-воспитательного процесса (на уроках, внеклассных занятиях, во время самоподготовки), индивидуально-групповую коррекционную работу в зависимости от специфических недостатков в развитии (логопедию, лечебно-физкультурную коррекцию, зрительно-пространственную координацию, психокоррекцию и т.п.[15].
В специальных школах, в классах коррекционного обучения система работы  направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.
      Дети и подростки с ЗПР могут обучаться в школах  общего  назначения,  но  учитель должен хорошо  знать  их  особенности,  чтобы  осуществлять  индивидуальный подход к этим  детям.  Детям  с  резко  выраженной  задержкой  психического развития, как правило, следует  посещать  специальные  группы  при  детских садах,  учиться  в  специальных  школах.  Для   них   организуются   классы выравнивания при школах общего назначения. По окончании неполной средней школы выпускники, как правило, могут  поступать  в  различные учебные заведения общего типа — на курсы, в ПТУ, в техникумы и др. [10]
Отдельно хотелось бы остановится на медикаментозном лечении интеллектуальной недостаточности, имеющей место при ЗПР, у детей и подростков, оно проводится с учетом комплексности на всех этапах лечения 3-х основных компонентов: психотерапии, лечебной педагогики и медикаментозной терапии.
Среди методов биологической терапии ведущая роль принадлежит средствам, стимулирующим центральную нервную систему (ЦНС) - ноотропным препаратам. Они улучшают функциональное состояние мозга, стимулируют психические функции. Их лечебный эффект обнаруживается преимущественно при повторном и многократном введении.
Известно, что непрерывное длительное лечение медикаментозными средствами, особенно - в высоких дозах, оказывает неблагоприятное влияние на нервно-психическое и физическое развитие ребенка. Это привело к необходимости пересмотра подходов к лечению. Новым этапом явилось использование биологически активных добавок (БАД). Известно, что эффект от фитопрепаратов развивается постепенно и они более показаны при длительном лечении. Эффект пролонгированной помощи связан еще и с большим разнообразием биологически активных веществ, способных обеспечить поливалентность фармакологических эффектов