Эмпирическое исследование особенностей детей подросткового возраста с ЗПР
Методы и организация исследования
Нами была поставлена цель: выявить некоторые психологические особенности подростков с ЗПР
Предмет исследования: некоторые психологические особенности подростка с ЗПР (нами были выбраны следующие: агрессивность, социальный интеллект, эмпатия).
Объект исследования: подростки с ЗПР
Мы выдвинули следующую гипотезу: подростки с ЗПР по сравнению с подростками с нормальным онтогенезом имеют определенные особенности в таких личностных характеристиках, как агрессивность, социальный интеллект, эмпатия.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
База исследования:
Исследование проводилось на базе двух муниципальных общеобразовательных учреждений:
- средней общеобразовательной школы № 8 города;
- средней общеобразовательной школы № 10 города Великий Новгород.
Общая выборка: 25 человек, учащиеся 8-9 классов
Общая выборка включала в себя две: 12 подростков, обучающихся в средней школе № 8; 13 подростков, обучающихся в средней школе №10.
Обе выборки по соотношению в них числа мальчиков и девочек практически одинаковы. Выборки носили случайный характер.
Исследование проводилось в период с 21.10.05. по 04.11.05.
Методы исследования:
1. Тест-опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии»
2. Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена, Н. Эпштейна
3. Методика Дж. Гилфорда и М. Салливена «Социальный интеллект»
Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена, Н. Эпштейна включает в себя 33 утверждения (с которыми необходимо согласиться или нет) и предназначен для определения уровня эмпатических тенденций.
Методика Басса-Дарки позволяет определить типичные для испытуемого формы агрессивного поведения. Опросник состоит из 8 субшкал, каждая из которых носит название, соответствующее определенному виду агрессивной или враждебной реакции. А. Бас и А. Драки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установленных правил, законов.
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести (28).
Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена, Н. Эпштейна включает в себя 33 утверждения (с которыми необходимо согласиться или нет) и предназначен для определения уровня эмпатических тенденций.
Методика Дж. Гилфорда и М. Салливена «Социальный интеллект» включает в себя 4 субтеста и позволяет измерять как общий уровень социального интеллекта, так и частные способности к пониманию поведения (способности предвидеть последствия поведения, адекватно отражать вербальную и невербальную экспрессию поведения, понимать логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия). Методика является стандартизированным психологическим тестом, имеет чёткий алгоритм проведения и интерпретации и поэтому весьма проста в использовании.