Джакомо Кваренги
Джакомо Кваренги — яркий представитель строгого классицизма конца XVIII – начала XIX веков.
Итальянец по происхождению, он жил и творил в России 37 лет и наряду с В. И. Баженовым, И. Е.
Старовым, Н. А. Львовым и М. Ф. Казаковым вошел в число лучших русских зодчих.
Воспитанный на художественном наследии античности и эпохи Возрождения, Кваренги
проектировал и строил сооружения, необходимость в которых была продиктована условиями
исторического развития России. По проектам великого зодчего возводились усадебные дворцы и
общественные здания не только в Петербурге и в Москве, но и на периферии страны.
Главным выразительным средством сооружений Кваренги являются ясность образа и сильная
пластика главного фасада, когда на фоне строгого силуэта вынесен мощный монументальный портик с
торжественной колоннадой и широкой парадной лестницей.
Джакомо Кваренги был представителем обеспеченного и влиятельного семейства. Родился 20
сентября 1744 года в провинции Бергамо.
С раннего детства родители готовили сыну карьеру священнослужителя. Но сам Джакомо
отдавал предпочтение изобразительному искусству. Уроки рисования, которые Кваренги берет у
лучших художников Бергамо, не приносят удовлетворения. Он настаивает на учебе в Риме, куда
уезжает в начале 1763 года.
Особый интерес Кваренги проявляет к архитектурному искусству. Но созвучную своему
мировоззрению методику творчества он находит не на занятиях в творческих мастерских, а в
знаменитом трактате Андреа Палладио "Четыре книги об архитектуре".
Длинный перечень архитектурных работ 70-х годов уже свидетельствует о признании Кваренги
как архитектора заказчиками, в том числе иноземными. В конце 70-х Кваренги был вхож в круги
римской знати.
1 сентября 1779 года Джакомо Кваренги по контракту выехал в столицу России на службу ко
двору Екатерины II сроком на три года.
Кваренги покидал Италию сторонником строгой и величественной архитектуры, опирающейся на
античную культуру, обогащенной достижениями великих мастеров эпохи Возрождения и искусством
внутренней компоновки зданий французских архитекторов. Его творческие убеждения широко
развернулись в чужой для него стране. Лишь в конце 90-х годов под влиянием трансформации стиля
предельно строгая трактовка архитектурных образов уступит место более торжественному характеру
зданий.
Известно, что в январе 1780 года зодчий приехал в Москву. Документы о дате прибытия его в
Петербург не найдены.
Кваренги был поражен размахом русской столицы. Он работал самозабвенно, справлялся с
огромным числом поручений, охотно выбирая в помощники русских архитекторов, художников,
скульпторов. Однако высококвалифицированных исполнителей в Петербурге не хватало, и Кваренги в
разное время приглашал специалистов из Италии.
Первоначально заказы исходили от императрицы, а затем от государственных деятелей,
придворных вельмож.
Работая в Петербурге, Кваренги создал много известных и значительных сооружений. В 80-е
годы зодчий проектирует и строит простое, но величественное здание Академии наук; под его
руководством перестраивается каменный театр при Эрмитаже; создается ансамбль
Александровского дворца.
Как писал Кваренги, в его творчество часто вмешивалась Екатерина II. Кваренги сумел сохранить
высокий авторитет и у преемника царицы Павла I, а затем и у императора Александра I.
По окончанию строительства Эрмитажного театра зодчий получил разрешение поселиться в
одном из помещений этого здания, обращенном окнами на Неву. Там он жил до конца своих дней.
В 1804 – 1807 годах зодчий создает в центре Петербурга великолепное монументальное здание
Конногвардейского манежа, постройка которого явилась важным звеном в коренном преобразовании
центра столицы.
В то же время Кваренги проектировал и строил почти одновременно два значительных здания
учебно-воспитательного назначения: Екатерининский институт и Смольный институт благородных
девиц.
Уже в преклонном возрасте Джакомо Кваренги создает Триумфальные Нарвские ворота в честь
русской армии, возвращавшейся с победой в 1814 году из Франции. В 1817 году Кваренги скончался в
Санкт-Петербурге. Он был похоронен на Волковом кладбище, в 1967 году останки перезахоронены в
некрополе XVIII века Александро-Невской Лавры. В том же году в честь Джакомо Кваренги был
установлен памятник перед зданием Ассигнационного банка.