Александровский дворец

   На территории архитектурного ансамбля Царского Села, в северной части Александровского
парка, среди живописных пейзажей стоит замечательный дворец с двухвековой историей. Это
Александровский, или Новый, Царскосельский дворец. Он был заложен в 1792 году по распоряжению
императрицы Екатерины II и преподнесен в дар к бракосочетанию её первого и любимого внука,
великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) с великой княжной
Елизаветой Алексеевной (1779 – 1826). В мае 1796 года, в последний год правления императрицы
Екатерины II, постройка дворца была закончена. 12 июня 1796 года великий князь Александр
Павлович с супругой въехал в Новый дворец.
   Проект Александровского дворца принадлежит знаменитому итальянскому архитектору Дж.
Кваренги. Строил дворец также и архитектор П. Неелов. В последующей отделке и перестройке
интерьеров Александровского дворца участвовали такие известные архитекторы, как Л. Руска, К.
Макер, С. Черфолио, В. П. Стасов, А. Тон, Д. Ефимов, А. Штакеншнейдер, А. Видов, С. Данини, Р.
Мельцер. Дворец в стиле классицизма представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с
двумя флигелями по обеим сторонам. В центре главного северного фасада — великолепная сквозная
колоннада коринфского ордера, состоящая из двух рядов колонн. Со стороны регулярной части
Александровского парка фасад здания решен в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом.
   Интерьеры дворца, созданные по проекту Дж. Кваренги, также соответствовали классическим
канонам. Столярные работы выполнял Шпонгольц, лепные работы велись под руководством
Моклорда, росписи плафонов и стен — живописцем-декоратором Дж. А. де ла Джакомо.
   Залы парадной анфилады, облицованные белым искусственным мрамором, располагались по
садовому фасаду дворца. В центре анфилады располагался зал с полуротондой, разделенный на три
части широкими арками. Средняя часть помещения получила название Полукруглого зала, восточная
сторона — Портретного зала, к которому примыкал Зал с горкой, западная — Бильярдного зала (или
Малиновой гостиной). Крыло с левой стороны дворца занимала Угловая гостиная, соединенная с
библиотечными комнатами, крыло с правой стороны — дворцовая Церковь. В левом флигеле дворца
располагались Концертный зал, непосредственно примыкающий к Угловой гостиной, и ряд жилых
комнат.
   Император Николай I очень любил Александровский дворец. Здесь, в узком семейном кругу, он
бывал часто и подолгу. 19 октября 1860 года в Александровском дворце скончалась супруга
императора Николая I, императрица Александра Федоровна (1798 – 1860).
   Для внука Николая I, великого князя Александра Александровича, будущего императора
Александра III, Александровский дворец был великокняжеской резиденцией, его апартаменты
располагались в правом крыле дворца.
   После революции 1905 г., Александровский дворец становится постоянной резиденцией
императора Николая II, родившегося в Царском Селе. Именно в этом дворце прошли 22 года
царствования последнего российского императора. Утром 1 августа 1917 г. отсюда царская семья
была отправлена в ссылку, в Тобольск.
   В начале XX века в Александровском дворце происходили все важные события, связанные с
русской государственной деятельностью: приемы послов, иностранных деятелей, праздники, такие как
300-летие Дома Романовых и 200-летие Царского Села. Местом официальных парадных приемов,
придворных выходов, церковных и полковых праздников зачастую являлась и площадь перед
дворцом.
   23 июня 1918 г. Александровский дворец был открыт для посетителей как государственный
музей. Экспозиция включала в себя исторические интерьеры на первом этаже центральной части и в
левом флигеле дворца с коллекциями предметов и произведений искусства семьи Романовых,
собиравшимися на протяжении ста с лишним лет.
   Позднее в правом крыле разместился дом отдыха сотрудников НКВД, в левом — детский дом
им. Юных Коммунаров на месте закрытых комнат детей Николая II, на втором этаже левого крыла
здания.
   В 1941 году, в начале Второй Мировой войны, из Александровского дворца- музея были
эвакуированы люстры, ковры, мебель, мраморные и фарфоровые изделия, часть книг из библиотеки.
В подвале музея располагалось руководство партийных органов.
   После взятия г. Пушкина немецкими частями в залах Александровского дворца разместился
немецкий штаб и гестапо, а в подвалах — тюрьма, площадь перед дворцом была превращена в
кладбище для солдат СС.
   По окончании войны дворец был законсервирован, а в июне 1946 года отдан Академии наук
СССР для хранения коллекций Института русской литературы (Пушкинского дома) и размещения
экспозиции Всесоюзного музея А. С. Пушкина. В 1947 – 1951 гг. во дворце начались реконструктивные
и реставрационные работы, в ходе которых планировалось воссоздать интерьеры времён
императора Николая I и Николая II наряду с сохранившимися интерьерами Дж. Кваренги. Однако во
время этих работ были уничтожены сохранившиеся элементы отделки в Кленовой и Палисандровой
гостиных супруги императора Николая II, императрицы Александры Федоровны, в  уборной
императора Николая Александровича.  В 1951 году постановлением правительства Александровский
дворец передается Военно-морскому ведомству. А коллекции дворца-музея передаются на хранение
в Екатерининский и Павловский дворцы-музеи (среди них вещи, созданные специально для
интерьеров Александровского дворца).
   В 1996 году на реставрацию Александровского дворца был получен грант Всемирного фонда
памятников (World Monuments Fund).
   В августе 1997 года при активном содействии музея-заповедника "Царское Село" и военной
организации, расположенной в здании дворца, после проведения косметического ремонта в левом
флигеле, в личных апартаментах императора Николая II и императрицы Александры Федоровны
открылась экспозиция "Воспоминания в Александровском дворце". В частично сохранившихся
исторических и несохранившихся интерьерах (в выставочных комнатах) сегодня представлены
предметы убранства, личные вещи императора, его супруги, их дочерей — Ольги, Татьяны, Марии,
Анастасии и сына — царевича Алексея.
Исторические интерьеры
   Помещения первого этажа левого флигеля дворца первоначально предназначались для
императорской свиты. В Х1Х веке они использовались как запасные комнаты для временного
пребывания императорской семьи.  Здесь часто жил великий князь Константин Николаевич и его
супруга Александра Иосифовна. В 1870 году здесь останавливался герцог Эдинбургский и великая
княгиня Мария Александровна.
   Перестройки 1896 – 1898 годов уничтожили свитскую половину, на ее месте появились личные
апартаменты императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. В левой анфиладе —
спальня, Сиреневый кабинет и Палисандровая гостиная императрицы, в правой — столовая
(приемная Николая II), рабочий кабинет, уборная императора и другие служебные помещения. В 1903 г.
был уничтожен Концертный зал Дж. Кваренги, занимавший всю ширину левого корпуса. Архитектор С.
Данини предлагал несколько вариантов приспособления корпуса под жилые и парадные покои для
императорской семьи. В одном из проектов 1901 г. он предусматривал сохранение Концертного зала,
однако в ходе работ, выполненных фирмой Ф. Мельцера по проектам Р. Мельцера в 1903 – 1906
годах, Концертный зал был уничтожен. На его месте в первом этаже левого флигеля
Александровского дворца появились Кленовая гостиная Александры Федоровны и Парадный (Новый)
кабинет императора Николая II, а во втором — комнаты детской половины. Коридор, разделяющий
личные апартаменты императора и императрицы, был продлен до Угловой гостиной.
   В настоящее время из десяти личных интерьеров последних венценосных владельцев дворца
только в трех помещениях частично сохранилась внутренняя отделка и фрагментарно воссоздано
убранство.
Парадный кабинет императора Николая II
   Парадный кабинет замыкал ряд личных комнат императора Николая II, расположенных по правую
сторону коридора первого этажа левого флигеля Александровского дворца. Отделка и мебельное
убранство этого помещения были созданы в 1903 – 1906 годах по проекту придворного архитектора Р.
Мельцера на фабрике поставщика двора Ф. Мельцера.
   От первоначального убранства интерьера сохранились панели красного дерева, камины,
антресоль с колоннами и обшивка потолка с латунными накладками, а также портреты, фотографии,
фарфоровые изделия и книги, входившие в оформление дворцового интерьера. Декор стен,
расписанных трафаретным орнаментом, а также книжные шкафы, угловой диван, письменный стол,
бра и люстры воссозданы по обмерам и иконографии в 1997 г.
   В Новом кабинете Александровского дворца при Николае II проходили заседания Совета
министров, представлялись депутации и комиссии. Здесь император играл в бильярд с великими
князьями и офицерами свиты. Антресоль с колоннами полированного мрамора соединялась
переходом над коридором с Кленовой гостиной императрицы (Александра Федоровна могла тайно
присутствовать при совещаниях Николая II, находясь на антресоли).
Приемная императора Николая II
   Приемная открывала ряд личных комнат императора Николая II, расположенных по правую
сторону коридора первого этажа левого флигеля Александровского дворца. После перестройки,
осуществленной Р. Мельцером в 1896 — 1898 годах, в этой комнате находилась Столовая
императорской семьи, от убранства которой сохранились дубовые панели, камин и люстра.
Располагаясь рядом с Рабочим (Старым) кабинетом Николая II, это помещение служило государю
приемной, где ожидали аудиенции приехавшие на доклад министры, сановники, иностранные послы.
   Обстановку приемной составляли большой стол в центре помещения под люстрой (поставленной
в 1899 г. фирмой Ф. Мельцера и сохранившейся до наших дней), рабочий стол, диван, а также картины,
фотографии, серебряные изделия и две подставки для ружей и знамен, запечатленные на
фотографиях начала ХХ века.
Угловая гостиная императрицы Александры Федоровны
   На половине императрицы Александры Федоровны сохранился лишь один интерьер — Угловая
гостиная, входившая в состав Парадной анфилады Александровского дворца, созданной Дж.
Кваренги в конце XVIII в. Стены белого искусственного мрамора первоначально были украшены пятью
большими зеркалами, снятыми при переделках в середине XIX столетия. В 1900-х гг. убранство
гостиной императрицы составляла мебель XVIII в. и предметы, изготовленные придворными
фабрикантами Ф. Мельцером и Н. Свирским на рубеже ХIХ – ХХ веков. Здесь были два концертных
рояля и фисгармония, множество портретов, бюстов, миниатюр, а также гобелен "Мария-Антуанетта с
детьми", принесенный в дар императорской чете французским президентом Э. Лубэ во время его
визита в Россию в 1902 году. В этом помещении императрица Александра Федоровна принимала
представлявшихся ей министров, иностранных послов и депутации. Здесь устраивались концерты, в
которых участвовали члены императорской семьи.  Несколько раз в этой гостиной собирались
заседания императорского исторического общества. Внутренняя отделка Угловой гостиной сильно
пострадала в годы  Второй Мировой войны. Интерьер был восстановлен в 1947 – 1951 гг.
   В настоящее время в гостиной представлены ковер французской работы середины XIX века
известной фирмы Савонери (Savonnerie), гобелен "Мария-Антуанетта с детьми", портрет
императрицы Александры Федоровны, принадлежащий кисти художника Каульбаха, и полотно
французского живописца Э. Детейля "Казаки атаманского полка", написанное по заказу Николая II. Эти
вещи находились здесь при последних владельцах.
Выставочные комнаты
   В помещениях левого флигеля Александровского дворца, пострадавших в годы Второй Мировой
войны и утративших внутреннюю отделку, с августа 1997 года развернута выставка "Воспоминания в
Александровском дворце", посвященная истории дворца и его уникальным коллекциям. Выставка
начинается с помещения, расположенного на месте служебных комнат Александры Федоровны,
непосредственно примыкавших к Спальне императрицы. Уборная, Ванная, Камер-юнгферская и
деревянная лестница, соединявшая первый этаж с детской половиной второго этажа, появились в
этой части дворца в результате перестройки 1896 – 1898 гг.
   В одном из экспозиционных залов демонстрируется двухчасовая документальная хроника "Дом
Романовых" (кинодокументы начала XX века), предоставленная Центральным Государственным
Архивом кинофотодокументов СССР и международным центром кино и телевидения "Кентавр".
   В 1895 г. в Париже братья Лемьер провели первый в мире кинематографический сеанс. На
следующий год, в России, французский кинооператор К. Сеф запечатлел коронацию императора
Николая II и его супруги Александры Федоровны. С тех пор императорская семья и двор стали
главными героями придворных кинооператоров.
Рабочий кабинет императора Николая II
   В VII-ой выставочной комнате можно увидеть парадные платья и мундиры, принадлежавшие
членам императорской семьи, парадные портреты Николая II и Александры Федоровны,
изображающие императрицу в интерьере Александровского дворца, а также другие предметы,
находившиеся в дворцовых залах, комнатах и кладовых. На месте этой выставочной комнаты, рядом
с Приемной, убранство которой сохранилось, ранее располагался Рабочий (Старый) кабинет Николая
II, оформленный по проекту Р. Мельцера в 1896 – 1898 гг. Стены кабинета, окрашенные в темно-
красный цвет, в нижней части были облицованы панелями и оборудованы встроенными шкафами
орехового дерева. В шкафах располагались книги по военным вопросам и истории дома Романовых.
Убранство кабинета дополняли оттоманка, покрытая персидским ковром, и большой стол, уставленный
семейными фотографиями и разнообразными предметами.  Здесь находились личная печать Николая
II, кожаная пепельница, подаренная детьми, трубки, домино, блокнот и другие вещи.
Гардеробная, Уборная и Бассейная императора Николая II
   Экспонаты выставки в бывшей Уборной императора Николая II посвящены наследнику —
цесаревичу Алексею — и его сестрам. Здесь представлены крестильный комплект цесаревича,
комплект обмундирования подпоручика 12 Восточно-Сибирского стрелкового полка, принадлежавший
Алексею, а также шефские мундиры великих княжон Татьяны и Ольги. На месте VIII-ой выставочной
комнаты ранее находилась Уборная (Мавританская) императора Николая II — служебное помещение
на половине императора в левом флигеле Александровского дворца.
   Название "Мавританская" комната получила по ажурной перегородке, решенной в восточном
вкусе. В этой комнате находился большой бассейн на 7000 ведер воды, турник для гимнастических
упражнений, а также стойка с винтовками тульского оружейного завода; на стене были развешены
пистолеты, охотничьи ножи и шашки. Здесь же хранилась ценная коллекция портсигаров, которую
собирал император Николай II.
   Рядом с Парадным (Новым) кабинетом Николая II находились служебные комнаты —
Гардеробная и Камердинерская, над обоими помещениями находились антресоли. В конце ХIХ века в
Гардеробной вдоль стен, окрашенных зеленовато-серой краской, располагались шкафы ясеневого
дерева, один из которых сохранился и экспонируется на своем историческом месте. В шкафах
размещались предметы гардероба императора Николая II: мундиры гвардейских и армейских полков,
шинель, бурка, оленья доха, в которой император ездил на охоту, — немногие из которых
представлены в зале.  Особым экспонатом является форма полковника Лейб-гвардии Гусарского
полка Его Величества. Император Николай II был зачислен в списки Лейб-гвардии Гусарского полка 6
мая 1868 года, а 2 ноября 1894 года стал шефом лейб-гусар и венчался в мундире именно этого
полка.
   В Камердинерской, сообщавшейся с антресолью и подвальным этажом, находился письменный
стол дежурного камердинера и телефон (единственный на половине императора).
   Служебные комнаты на половине императора Николая II — Гардеробная и Камердинерская — в
настоящее время объединены в одно помещение. Анфиладу личных комнат императора замыкает
Парадный (Новый) кабинет императора Николая II, воссозданный в первоначальном виде.
Кленовая гостиная императрицы Александры Федоровны
   На месте V-ой и VI-ой комнат ранее находилась знаменитая Кленовая гостиная императрицы
Александры Федоровны, отделанная фирмой Ф. Мельцера в 1903 – 1906 гг. Она входила в состав
комнат левого флигеля Александровского дворца на половине императрицы и занимала объем, ныне
состоящий из двух помещений. Стены гостиной декорировал рельеф в виде стволов роз с бутонами и
листвой под потолком. Для сообщения с половиной Николая II в комнате была устроена антресоль из
кленового дерева, украшенная резьбой. На антресоли находился уголок, где императрица занималась
рукоделием и рисованием. В этой комнате после обеда царской семье подавался кофе и накрывался
стол для вечернего чая, после которого император, закурив папироску, читал телеграммы,
императрица работала, маленькие дети играли на ковре с игрушками, дети- подростки приходили с
работой.  Здесь принимался и Г. Распутин. В Кленовой гостиной семья прощалась с Николаем II, когда
он уезжал в ставку. Тут же они прощались с ним, в том числе и как с царем, 17 февраля 1917 г., когда
он, сильно расстроенный, в последний раз уезжал в ставку, а императрица Александра Федоровна,
огорченная последними переживаниями, плакала.
   К сожалению, убранство этого нарядного интерьера погибло в годы Второй Мировой войны.
Некоторое представление об историческом интерьере Кленовой гостиной сегодня можно получить
благодаря воспроизведению на стене фотографии 1941 г. методом широкомасштабной струйной
технологии на виниловой основе (4 x 6 м), а также подлинным экспонатам из фондов ГМЗ "Царское
Село" и других музеев. В интерьере V-ой выставочной комнаты внимание приковывает шкура белого
медведя, которая на протяжении тридцати лет украшала один из уютных уголков гостиной. Предметы
мебели и декоративно- прикладного искусства начала XX века, выполненные в стиле модерн,
дополняют убранство бывшей гостиной.
   Императрица любила заниматься рукоделием, и среди экспонатов находятся деревянные
пяльцы и вышивка с изображением лика Иисуса Христа.
   В настоящее время в помещении VI-ой выставочной комнаты экспонируется часть гардероба
императора Николая II, а также его личное оружие.
Палисандровая гостинная императрицы Александры Федоровны
   На месте IV-ой комнаты, рядом с бывшим Сиреневым кабинетом императрицы Александры
Федоровны,  располагалась Палисандровая гостиная, созданная по проекту Р. Мельцера фирмой Ф.
Мельцера в 1896 – 1898 гг..  Стены комнаты были затянуты французским шелком желтоватого цвета
без рисунка и в нижней части облицованы панелями из палисандра. Из этого материала был выполнен
и декор камина. Убранство помещения дополнял рельефный фриз в виде гирлянд. На полках панелей и
многочисленных столиках размещались фарфоровые вазочки, предметы из стекла и бронзы. В
гостиной находились два телефонных аппарата, один из которых соединялся со ставкой.
   Во дворце не существовало специального помещения для столовой — "государь не любил
обедать в каком-то одном помещении, поэтому обеденный стол несли в ту комнату, в которой ему в тот
вечер хотелось пообедать". По будням чаще всего обеденный стол для императорской семьи
накрывался в Палисандровой гостиной императрицы.
   Здесь 2 марта 1917 г. генерал Корнилов объявил императрице Александре Федоровне об ее
домашнем аресте. Она приняла его сообщение спокойно и сказала: "Я рада, генерал, что именно Вы
мне сообщили это. Я понимаю, как тяжело было Вам сообщить это мне. Ведь Вы сами знаете хорошо,
что значит лишение свободы".
   Некоторое представление об историческом интерьере Палисандровой гостиной сегодня можно
получить благодаря воспроизведению на стене фотографии 1941 года методом широкомасштабной
струйной технологии на виниловой основе (4 x 6 м). В выставочной комнате представлены
мемориальные экспонаты и предметы декоративно-прикладного искусства конца XIX – начала XX
века. Внимательный зритель может увидеть на фотографии два живописных полотна "Благовещение"
художника  Гранича и "Мадонна с младенцем" Тумана, украшавшие интерьер как до 1941 г., так и
сегодня. Как и раньше, здесь размещены фарфоровые вазочки, предметы из стекла и бронзы,
фотографии, книги из библиотеки Александровского дворца. В витрине между окон экспонируется
часть парадного пурпурового Царскосельского сервиза, изготовленного на Императорском
фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге в 1900-е годы и состоявшего из 1690 предметов: тарелок
пяти видов, чашек с блюдцами и салатников. Все предметы украшены монохромными пейзажными
композициями.
Сиреневый кабинет императрицы Александры Федоровны
   На месте третьей выставочной комнаты до революционных событий 1917 г. находился
Сиреневый кабинет, входивший в анфиладу личных комнат императрицы Александры Федоровны и
получивший свое название благодаря шелковой материи любимого императрицей сиреневого цвета,
натянутой на стены. Декор стен завершал фриз из стилизованных цветов ириса. Многочисленные
предметы мебели, частично встроенные в панели, были окрашены эмалевой краской цвета слоновой
кости. На полках углового дивана, шкафах и камине располагались предметы из фарфора, камня и
стекла, в том числе вазы, изготовленные Э. Галле.
   В кабинете находилось более тысячи томов книг на русском и иностранном языках, среди
которых особое место занимала литература философского и религиозно-мистического содержания. В
этой комнате императрица Александра Федоровна проводила больше времени, чем в других:
работала, читала, сидя у окна в кресле или на кушетке, возле которой стоял стол с телефонным
аппаратом. Тут же на столике складывались письма и телеграммы. В Сиреневый кабинет иногда
подавался чай для императорской семьи (обычно в 5 часов вся чета собиралась за столом). Сегодня
стол в кабинете сервирован фарфоровым сервизом конца XIX века, изготовленным в Петербурге на
заводе братьев Корниловых. Иногда императрица Александра Федоровна оставалась здесь с Анной
Вырубовой. Сидя на ковре возле кушетки императрицы, А. Вырубова работала, читала или слушала
чтение, рассказы и жалобы Александры Федоровны. Бывало, к ним заходил с прогулки император
Николай II.
   Представление об убранстве можно получить благодаря экспонатам, хранившимся в фондах ГМЗ
"Царское Село" и ГМЗ "Павловск".  Они аналогичны тем, которые находились в Александровском
дворце до 1917 года. Среди исторических предметов мебели особого внимания заслуживают
письменный стол, этажерка, кресло и подставка для цветов, изготовленные на фабрике Ф. Мельцера в
1890-е годы и находившиеся в кабинете до 1941 г., остальные предметы мебели подобраны по
времени.
Уборная императрицы Александры Федоровны
   Экспозиция первой комнаты рассказывает о начальном этапе в истории Александровского
дворца и включает портрет императрицы Екатерины II, по указу которой архитектор Дж. Кваренги
построил это здание. Портрет и свадебный костюм великого князя Александра Павловича (будущего
императора Александра I), изображение его юной супруги Елизаветы Алексеевны и подлинные
предметы из убранства интерьеров дворца конца XVIII – начала XIX века.
   Здесь можно познакомиться с экспонатами, рассказывающими об эпохе Николая I, для которого
Александровский дворец стал настоящим родовым гнездом, где в узком кругу императорская семья
проводила несколько месяцев в году. Здесь в 1842 году великолепным праздником императорская
чета отметила 25-летнюю годовщину своего брака. Напоминаем об этом празднике навсегда
останется полотно французского художника О. Верне "Царскосельская карусель", экспонирующееся в
этой комнате, а также портрет немецкого живописца Ф. Крюгера, изображающий Николая I со свитой.
Спальня императрицы Александры Федоровны
   На месте второй комнаты ранее располагалась Спальня императрицы Александры Федоровны,
созданная в 1896 – 1898 годах рядом со служебными помещениями. Стены и мебель этой комнаты
были обиты английским чиншем, в глубине комнаты располагался альков, сплошь завешанный
иконами, образками и крестами — подношениями общин, войсковых частей и отдельных лиц. Их общее
число достигало семисот. В Спальне по традиции находились две витрины для драгоценностей, среди
которых особое место занимали пасхальные яйца, изготовленные фирмой К. Фаберже и поднесенные
Николаем II супруге.
   Некоторое представление об историческом интерьере Спальни сегодня можно получить
благодаря воспроизведению на стене фотографии 1941 года методом широкомасштабной струйной
технологии на виниловой основе (4 x 6 м). Предметы мебельного убранства воссозданы по
историческим обмерам и иконографии в 1997 году. Собрание икон конца XVIII – XX века получено в
1998 г. в дар. Развеска икон вплотную друг к другу оформлена в древнерусских традициях, которые
почитал император Николай II. Особого внимания заслуживает икона "Вера, Надежда, Любовь и мать
их София", выставленная в витрине между окон. Икона была поднесена жительницей Вологодской
губернии наследнику русского престола цесаревичу Алексею Николаевичу. До 1917 г. икона
находилась в Спальне цесаревича Алексея, в формировании характера, привычек и образовании
которого большую роль играла религия.