Европейская культура одной трети XX века
   На рубеже XIX – XX веков началась целая полоса научных открытий в фундаментальных науках,
названная революцией в естествознании, которая привела к пересмотру прежних представлений о
строении материи и в целом о мировоззрении.
   1897 г. — открыт электрон, затем протон, позитрон, нейтрон.
   За одну треть XX века ученые проникли в тайну строения атома и к концу тридцатых годов
подошли к практическому освоению атомной энергии.
   Физики-теоретики: Планк, Резерфорд, Бор, Чедвик, Дирак, Кюри.
   Их открытия объясняли периодическую систему Менделеева, заложили фундамент НТР второй
половины XX века.
   Теория относительности А. Эйнштейна внесла много нового в понимание пространства, времени
и движения.
   Создается база для ЭВТ.
   Заложены основы науки о передаче наследственных признаков (генетика).
   Развиваются междисциплинарные науки (физическая химия, биохимия, биофизика).
   Очевидны успехи микробиологии (создание лекарств нового типа — пенициллин, стрептомицин,
аспирин, витамины). Предохранительные прививки от особо опасных болезней.
   Перемены в интеллектуальном климате и духовной жизни: неогегельянство, неокантианство,
американский прагматизм (решение практических проблем, возникающих в реальной жизни).
   «Философия жизни» Шопенгауэра и Ницше: Ницше предполагал преодолеть угнетающее
воздействие путем освобождения «жизненных сил» человека, чтобы раскрыть путь к
«сверхчеловеку», стоящему «по ту сторону добра и зла» (оправдание насилия, подрыв традиционных
моральных ценностей).
   Учение Бергсона об интуиции (своего рода инстинкт, позволяющий проникнуть в суть вещей).
   Учение о психоанализе З. Фрейда (открытие бессознательного; психотерапевтический метод
неврозов; восстановление душевного равновесия).
   Развитие социологии (наука о различных сторонах развития общества).
   Социальный дарвинизм (развитие общества определяют биологические закономерности
естественного отбора, выживания наиболее приспособленных).
   Вебер: роль протестантской этики в становлении капиталистического общества (+ Теория
ценностей).
   Новые жанры, направления и школы в искусстве, литературе, музыке:
1)   Декаденс (упадок) — в период перед I Мировой войной — поворот от традиции к новым идеям.
2)   1920 – 1930 гг. — влияние I Мировой войны, революций, фашизма, тоталитаризма.
   Неоромантизм — стремление к синтезу и переосмыслению прошлого европейской культуры
(композитор Вагнер).
   Литературный символизм (главное средство художественного познания — символ).
Центральным был культ Вечной Женственности как символ и земной прообраз высшего совершенства
(Врубель, Соловьев, Блок, Брюсов, Белый, Андреев, Скрябин — в России). Символизм в
изобразительном искусстве — стиль модерн («новый, современный»).
   Кинематограф (звезды кино — Андре Дид, Чарли Чаплин). Кино стало массовым искусством.
   Импрессионизм (впечатление) — кризис начала века. Постимпрессионизм (Поль Сезанн).
Авангардизм: кубизм (Пикассо, Брак) — изображение мира с помощью рассудочных геометрических
фигур. Матисс (техника чистых цветов). Неопримитивизм (Гоген — создание нового художественного
синтеза, возвращающего человеку гармоничное слияние с природой).
   Экспрессионизм (Германия): стихийное эмоциональное начало, выражение внутренней, истинной
сущности предмета. Ключевой образ поэзии экспрессионизма — Апокалипсис, Страшный суд
(«Сумерки человечества»), например, Ф. Кафка.
   Р. Роллан создал серию биографических произведений о выдающихся художниках и музыкантах.
   Обновление драматургии — Б. Шоу, Т. Манн, Г. Уилсон, Д. Лондон, Т. Драйзер — социальная
литература критического реализма.
   Экзистенциализм (философия существования): Ясперс, Хайдаггер, Сартр. Человек делает
самого себя, обретает свою сущность, существуя. Ситуация личностного выбора. Социально-
психологические романы (Ремарк, Мориак), новеллы (Цвейг). Появляются произведения, составившие
революционно-пролетарскую литературу.
   После I Мировой войны появляются новые течения:
·      Дадаизм (от детского лепета «дада») — отрицание смысла жизни, искусства как творческой
деятельности. Провозглашали творчество без всякой цели, исходя из проявления естества
жизни.
·      Сюрреализм. Мир рассматривается как нагромождение парадоксов, кошмара, социального
безумия (С. Дали).
   В 20 – 30-х гг. формируется международное художественное пространство; художественные
направления приобретают международный характер; возрастает взаимовлияние культур и искусств
народов мира. Однако в этом процессе наблюдаются региональные, цивилизационные различия.
Например:
·      в странах Восточной и Южной Европы — воздействие национально-государственных идей;
·      в Латинской Америке — «испанское течение» и т. д.