Искусство древних Афин (494 – 300 гг. до н. э.)
Далее в работе события датированы годами до нашей эры.
494 г. — На сцене Афинского театра поставлена трагедия Фриниха "Взятие
Милета"
По инициативе Фемистокла на сцене Афинского театра была поставлена трагедия Фриниха
"Взятие Милета". Страшные сцены гибели прекрасного города, страдания жителей, оплакивающих
своих близких, сцены насилия и порабощения потрясли зрителей, убедили их, что угроза нападения со
стороны Персии вполне реальна.
Благодаря этой постановке Фемистокл завоевал доверие многих своих сограждан, и вскоре он
был избран в архонты.
480 г. — Первое состязание авторов комедий
Впервые в театральные игры введены состязания авторов комедий. Позже время от времени
государство пыталось ограничить свободу творчества комедийных поэтов, но афинский народ,
особенно афинские земледельцы, отстаивали свой любимый театр. Яркие декорации, полосатые
костюмы актеров, карикатурные маски, фантастические наряды хора — все это представляло полную
противоположность торжественной и строгой трагедии с ее пафосом и трагическими коллизиями
героев.
Сюжеты комедий берутся, как правило, из современной поэту действительности. Часто на сцену
выводятся политические деятели Афин. Политическая карикатура является основным методом
борьбы поэта с его политическими врагами.
Структура комедии обычно не сложна: она начинается с пролога, вводящего зрителя в основной
курс событий, затем — вступление на сцену хора и актеров (парод), далее идет состязание комических
героев друг с другом в бурном споре, изобилующем выпадами и комическими эффектами. После этого
действие прерывается интермедией (парабаза), когда на сцене остается лишь хор, исполняющий
песни. Вторая часть состоит из целого ряда отдельных коротких сцен, заканчивающихся уходом со
сцены актеров и хора обычно с песнями и танцем.
475 – 450 гг. — Расцвет творческой деятельности скульптора Мирона
Мирон прославился изображениями атлетов-победителей на соревнованиях; сохранились копии
его "Дискобола" и отдельных фигур скульптурной группы, изображающей Афину и Марсия. В
"Дискоболе" Мирон запечатлел наиболее характерный момент в движении атлета, мечущего диск.
Гриппа "Афина и Марсий" отличается тонкостью психологической характеристики каждого из этих
образов.
473 – 472 гг. — "Персы", трагедия Эсхила
Эсхил, "отец трагедии", происходил из знатного рода. Он был современником греко-персидских
войн, и, кроме того, участвовал в битве при Саламине, которую позднее описал в трагедии "Персы".
Эта трагедия отражает торжество афинян, и содержит подробное описание Саламинского сражения.
О битве в трагедии рассказывает персидский вестник, которого по ходу действия пьесы персидский
царь Ксеркс послал в Сузы к своей матери рассказать о поражении персов. Трагедия была
поставлена в Афинах в 473 г. При постановке этой трагедии были впервые созданы перспективные
декорации. Их авторство приписывают Агафарху, афинскому художнику.
470 – 458 гг. — Расцвет творчества Эсхила
Расцвет творчества Эсхила попадает на период развития и укрепления афинской демократии.
Именно в это время написаны самые знаменитые его трагедии. К сожалению, из 90 трагедий, автором
которых является Эсхил, до нашего времени дошло только 7.
Несмотря на использованные в этих трагедиях мифологические сюжеты, Эсхил откликается на
актуальнейшие вопросы своего времени. Так, основной темой трилогии Эсхила "Орестея", состоящей
из трагедий "Агамемнон", "Хоэфоры" и "Эвмениды", служит борьба между гибнущими материнским и
побеждающим отцовским правом. Содержание этой трилогии сводится к следующему. Клитемнестра
вместе со своим возлюбленным Эгистом умерщвляет своего мужа Агамемнона, вернувшегося после
взятия Трои. Мстя за смерть отца, сын Клитемнестры, Орест, убивает свою мать и ее любовника. За
это его преследуют богини мести, змеиноволосые Эринии. Блюстительницы старинных начал
матриархата, они не считают виновной Клитемнестру, ибо "чужим по крови был убитый ею муж". А на
стороне Ореста — новые боги, Аполлон и Афина, поправшие "скрижаль старинных правд". В конце
концов, Афине удается "преклонить одичалых богинь неподатливый гнев". Учреждаемый ею ареопаг
оправдывает Ореста. Превратившись в благих Эвменид, Эринии остаются в Афинах и становятся их
богинями-покровительницами.
В трагедии "Прометей прикованный" Эсхил в лице Прометея дает образ мужественного борца
против богов-тиранов за счастье человечества. Здесь особенно ярко у Эсхила проявились черты
художника-гуманиста. Искра божественного огня, зажженного на земле Прометеем, стала огнем
человеческой творческой мысли. Эсхил преобразил миф о Прометее в величественную трагедию
борьбы разума за культуру и справедливость.
В трагедиях Эсхила еще используются приемы полуэпической хоровой лирики, но в этой области
Эсхил проявил себя новатором. В старой трагедии главным действующим лицом был хор, который
вступал в диалог с единственным актером. Эсхил впервые вывел одновременно двух актеров и тем
самым создал независимый от хора актерский диалог, который затем стал быстро развиваться за
счет хоровой части. Кроме того, трагедия обязана ему введением торжественных полужреческих
одежд для героев и хора, применением первых сценических эффектов.
Также во время постановки одной из трагедий Эсхила были впервые использованы особые
приспособления, энкиклемы, которые давали возможность показывать богов и героев, парящих в
воздухе и своим появлением вносящих в действие неожиданную развязку.
Последующее развитие театрального искусства происходило настолько быстро, что афинянам
конца V в. – начала IV в. Эсхил, по сравнению с Софоклом и особенно Еврипидом, представлялся уже
поэтом далекого прошлого. Но он навсегда останется в истории отцом трагедии и величайшим
драматическим гением, каких только рождало человечество.
460 – 440 гг. — Творения живописца Полигнота
Произведения Полигнота оказали огромное влияние не только на живопись, но и на скульптуру.
Из фресок Полигнота, украшавших так называемый "Пестрый портик" в Афинах, не сохранилось ни
одной: они известны нам лишь по позднейшим описаниям. Полигнот впервые создал сложные
многофигурные композиции, используя наиболее драматические сюжеты греческой мифологии и
истории. Известное представление о композиционных и изобразительных приемах Полигнота дает
краснофигурная вазовая живопись. Расписывавшие эти вазы художники, несомненно,
руководствовались образами живописи Полигнота.
450 – 420 гг. — Творческая деятельность Поликлета
Поликлет был выразителем строгих дорических идеалов. Он пытался установить систему
математически точных пропорций человеческого тела, изложив эту систему в особом теоретическом
трактате "Канон". Хотя популярность Поликлета была очень велика, некоторые современники уже
упрекали его в однообразии. Из его творений до нас практически ничего не дошло.
440 г. — Учреждение феориконов
Периклом была учреждена особая театральная касса — феорикон. В этой кассе все желающие
могли получить жетоны на право прекращения работы в дни театральных игр для посещения театра.
Также в этой кассе наиболее бедные граждане могли получить необходимую сумму для посещения
театра.
440 – 431 гг. — "Антигона" Софокла
Творчество Софокла началось уже после бурного периода греко-персидских войн.
Экономическое процветание и превращение Афин в культурный центр Греции наложили неизгладимую
печать на все творчество Софокла. Его трагедии часто сравнивают по совершенству с пластическими
произведениями Фидия. В них сила человеческого духа торжествует над непрочным и
кратковременным физическим существованием человека. В своих трагедиях Софокл раскрывал
внутреннюю сущность идеального человека, каким может стать каждый гражданин, стремящийся к
справедливости, к подлинной красоте внутреннего мира.
Красоте атлета, которая ранее считалась идеалом гражданина, Софокл противопоставляет
обаяние глубоко чувствующего и мыслящего человека, сочетающего в себе красоту телесную с
красотой внутреннего мира, причем этот человек — не только мужчина. Впервые в трагедиях
Софокла женщина выступила наравне с мужчиной. Незабываемые женские образы, созданные
Софоклом, образы Иокасты, Исмены и особенно Антигоны, живут вне его трагедий как символы
красоты, доброты и твердости человеческого духа в его обаятельно-мягкой и женственной форме.
В трагедии "Антигона" происходит столкновение двух разных моральных принципов: законов
государства о гражданском долге с моральными законами семьи, долгом сестры похоронить брата,
даже если это повлечет для нее государственную кару.
Каким бы ни было преступление Полиника, он — брат Антигоне. Поэтому спокойно и гордо идет
Антигона на мучительную смерть, но выполняет свой кровный долг, долг любви к брату. Именно по
этому хор поет восторженный гимн величию человека: "Много в природе дивных сил, но сильней
человека — нет!"
440 – 430 гг. — Строительство Парфенона
Парфенон представлял собой храм, окруженный со всех сторон колоннадой: с фасадных сторон
по 8 колонн, с продольных по 17. Внутри помещение храма разделялось глухой стеной. В западной его
части помещались первоначально предметы культа, а позже государственная казна, в восточной
части находилось помещение со статуей богини Афины. Скульптурные работы, украшавшие Парфенон,
были выполнены крупнейшим скульптором Фидием или непосредственно под его руководством.
Одновременно с Парфеноном были построены Пропилеи (вход). Строились они под
руководством архитектора Мнесикла. Пропилеи представляли собой мраморную лестницу, по обе
стороны которой были постройки, открывавшиеся на лестницу колоннами. Пропилеи не имели никаких
скульптурных украшений. Ничто не должно было отвлекать внимание поднимающихся на Акрополь
людей от предстоящего созерцания Парфенона.
Перед южным крылом Пропилеев был построен небольшой изящный храм Афины Ники или храм
"Бескрылой победы".
К концу V в. у северного края скалы Акрополя, напротив Парфенона был построен ионический
храм Эрехтейон, архитектором которого считается Филокл. Этот храм был построен в честь
мифического царя древнейших Афин Эрехтея.
Также в Акрополе находилась прекрасная огромная статуя Афины-воительницы работы Фидия. К
сожалению, ни эта статуя, ни другие шедевры Фидия — статуя Афины в Парфеноне и статуя Зевса в
Олимпийском храме — не сохранились.
430 – 425 гг. — Аристофан, "Мир"
Аристофан был создателем политической комедии. До Аристфана цель комедии ограничивалась
задачей повеселить и развлечь зрителя, заставить его смеяться.
Впервые Аристофан, до сих пор непревзойденный мастер и создатель политической комедии,
поставил перед комедией большие воспитательные задачи, а сам смех стал у него орудием
воспитания.
Творчество Аристофана, его неиссякаемая фантазия, его живость и оптимизм тесно связаны с
народом. С позиций свободных земледельцев, а не землевладельцев и рабовладельцев Аттики, он
критиковал политические убеждения Афинского полиса, и политику радикальной демократии.
Так во время Пелопоннесской войны Аристофан выступает страстным борцом за мир. Он пишет
комедию, которая так и называется "Мир". В ней хор, состоящий из крестьян враждующих между собой
государств, отстаивает интересы мира: "Между Спартой и Афинами никогда не было настоящей
ненависти. Народы не разделяли ее, они ничего не знали и мирно трудились. Это высокомерные и
честолюбивые вожди, Перикл в Афинах, цари Спарты, это они одни разожгли войну. Их поддержали
продавцы оракулов, которые обогащались на несчастьях родины".
430 – 408 гг. — Расцвет творчества Еврипида
Расцвет творчества Еврипида совпадает с годами Пелопоннесской войны, которая, будучи
очень тяжелой для Афин, ускорила внутренние противоречия афинского демократического полиса и
привела сначала к кризису, а затем и к падению демократии в Афинах. Поэтому трагедии Еврипида,
хотя и сохраняют мифологическую форму, насыщены огромным политическим содержанием. В них
трактуются злободневные философские и этические проблемы, порожденные поисками новой
правды: проблема равенства по природе рабов и свободных, полемика против чрезмерного
богатства, проблема семьи и положения женщины, критика религии, критика мифов и их
переосмысление. Для Еврипида миф был лишь средством, при помощи которого поэт мог нарисовать
действительность такой, какой он ее видит. Миф становится только формой изображения характеров
и судеб нового мира, изменяются и язык трагедии, который становится языком афинских граждан, и
хор трагедии, превратившийся в исполнителей лирических арий, иногда слабо связанных с трагедией.
Отношения в семье, проблемы брака, бывшая раньше под запретом, выносятся Еврипидом на
обсуждение в театр. В трагедии "Медея", сюжет которой взят из мифа о походе аргонавтов за
золотым руном, поэт, отступая от мифа, сосредотачивает основное внимание зрителей на измене
Ясона Медее. Он представил Ясона, считавшегося образцом мужской доблести, как эгоиста,
действующего не по любви, а по расчету. Еврипид высказывает свое сочувствие не к Ясону, а к
покинутой и обманутой им колхидской царевне. "Медея" Еврипида — это трагедия на злободневную
тему положения женщины и одновременно философское решение проблемы страсти, затмевающей
разум и ведущей человека к роковой развязке.
Если в основе трагедий Эсхила и Софокла еще лежит представление о разумных, управляющих
миром божественных силах, то Еврипид обвиняет богов в несправедливости, доходя до прямого
отрицания их существования в речах героев. "На небе боги есть... Так говорят! Нет! Нет! Их нет!" —
говорит главный герой трагедии "Беллерофонт".
Политические взгляды Еврипида сказываются в ряде его трагедий, особенно в таких, как
"Гераклиды", "Просительницы", "Андромаха". В них он выступает горячим афинским патриотом,
прославляющим морское могущество Афинской державы, и сторонником демократического строя,
хотя радикальную демократию в "Просительницах" и в "Оресте" он осуждает. Для Еврипида также
характерно резко отрицательное отношение к консервативной Спарте ("Гераклиды") и к дельфийскому
оракулу.
Герои Еврипида — философски образованные люди. Они живут и действуют в атмосфере
высокого умственного напряжения. Мифологические предания подвергаются у поэта резкой критике.
Так в трагедии "Троянки" Еврипид развенчивает старых ахейских героев Агамемнона, Менелая,
Одиссея, покоривших некогда Трою. Их героизм, прославленный мифами и эпосом Гомера,
выражается в действительности в бессмысленных жестокостях и разрушениях и не заслуживает
поэтому ни восхищения, ни подражания. Некоторые ученые называют Еврипида первым психологом.
Поэт впервые в литературе попытался проанализировать человеческие инстинкты, мир сильных
ощущений и чувств. Он пытался показать неустойчивость человеческого духа и исследовать силы,
воздействующие на человеческую жизнь. Поэтому в его творчестве такую большую роль занимала
проблема безумия, проблема страсти, доводящей человека до исступления и до преступлений,
которые он совершает, подчиняясь внезапно нахлынувшим на него темным силам души, затмившим на
время голос разума.
Наряду с научной основой поэзии Еврипид создает глубоко лирические произведения в
отдельных монологах героев и в хорах трагедий. Эти сцены достигают необычайной поэтической
красоты, и поэтому Еврипид по праву признается одним из величайших лирических поэтов мира.
Еврипид не был понят и оценен по достоинству своими современниками. Его слава пришла к нему
значительно позже, чем слава Эсхила и Софокла.
В IV в. уже ни одному поэту не удалось приблизиться к классическим образцам древней трагедии:
Эсхилу, Софоклу, Еврипиду. Трагедия, порожденная полисной демократией, умерла вместе с ней.
425 – 410 гг. — "Эдип-царь" Софокла
Широкой известностью пользуется трагедия Софокла "Эдип-царь". Предание об Эдипе в
творчестве Софокла зажглись новым светом. Софокл создал чарующий образ благородного
человека, над которым еще до рождения навис тяжелый рок, заставивший его против воли совершить
два величайших в мире преступления: убить отца и жениться на матери.
Страшная судьба Эдипа должна была возбуждать в зрителях мысли о несправедливости
всесильного рока и о величии самого Эдипа. Величие человеческой личности выступает особенно
ярко в заключительных сценах трагедии, когда Эдип, жертва судьбы, совершает шаг,
непредусмотренный всесильным божеством. Он сам признает свою вину и сам приговаривает себя к
страшной каре, выкалывая себе глаза, за то, что, видя, он продолжал оставаться слепым. Поэт
показал с необычайной яркостью силу человека, противостоящего року. Эдип, совершив преступления,
не стал преступником. Он победил рок своим благородством, немеркнущей силой своей человечности,
величия своего духа.
420 – 400 гг. — Появление сцены в театре
В течение всего классического периода актеры играли на орхестре, то есть там же, где
помещался хор. Лишь в 420 – 400 гг. в театре часть орхестры занимается сценой для игры актеров
(проскений), то есть игра актеров отделяется от места игры хора. Возникает первая сцена. Тем
самым уменьшается орхестра, перестроенная в начале V в., и поскольку сцена занимает часть
орхестры, орхестра теперь представляет собой полукруг, примыкающий к проскению. В IV в. была
закончена перестройка театра, причем вокруг орхестры были возведены ряды каменных скамей,
выстроенных на склонах Акрополя. Тем самым намного увеличилось количество мест для зрителей.
408 г. — Появление нового олимпийского вида спорта
К олимпийским видам спорта прибавились состязания колесниц, запряженных парой лошадей. В
этих состязаниях могли участвовать только состоятельные люди, у которых были средства на
приобретение хороших лошадей и оплату возничих. Победившим считался собственник колесницы.
360 – 340 гг. — "Гермес с младенцем Дионисом" Праксителя. Творчество
Скопаса из Пароса
В IV в. развиваются новые черты, незнакомые искусству V в., — тонкая наблюдательность,
более свободное выражение индивидуальных особенностей. Но классическая гармония века Фидия
уходит в прошлое. Общественный идеал греческого искусства вытесняется психологическим
интересом к внутренней жизни личности.
Характерным представителем этого нового направления был знаменитый скульптор, афинянин
Пракситель. Единственная дошедшая до нас в оригинале его работа — "Гермес с младенцем
Дионисом". Гермес изображен в легкой непринужденной позе, он облокотился на древесный ствол и
дразнит мальчика Диониса кистью винограда.
Совсем иное впечатление производит творчество скульптора Скопаса из Пароса. Произведения
Скопаса столь же совершенны в художественном отношении, как и статуи Праксителя, они проникнуты
драматизмом, бурным движением. Таковы фигуры из фронтонной композиции храма Афины Алеи в
Тегее. Здесь Скопас решительно нарушает традиционную для греческой пластики трактовку лица,
придав ему полное жизненных эмоций выражение.
340 – 320 гг. — Творческая деятельность Лисиппа
Третий крупнейший скульптор IV в. продолжает традицию Скопаса. Из его произведений
наибольшей известностью пользуется статуя "Апоксиомен" — атлет, очищающий скребком свое тело.
В творчестве Лисиппа реализм греческой скульптуры приобретает более жизненный, жанровый
характер. Голова Александра Македонского, изваянная Лисиппом, предвестие новой эпохи, эпохи
эллинизма, с ее культом властителя-героя.
320 – 300 гг. — Развитие музыкальной теории Аристоксеном
Основа музыкальной теории и музыкальной акустики была заложена в Греции еще Пифагором.
По преданию, Пифагор установил соотношение между высотой звука и длиной струны: чем длиннее
струна, тем звук ниже. В отличие от Пифагора ученик Аристотеля Аристоксен стал придавать основное
значение не математическим изысканиям, а реально слышимым соотношениям между звуками.
Противоположность этих двух направлений долго сохранялась. К этому же времени сформировалась и
нотация, то есть обозначение звуков условными знаками. Для этой цели пользовались буквами.
Нотация вокальной и инструментальной музыки была различной. К сожалению, до нас дошло очень
небольшое количество памятников греческой музыки.
Искусство древних Афин (494 – 300 гг. до н. э.)
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться129 Янв 2009 23:19:29
Страница: 1