Между тем, и в жизни Уфы смелый преобразователь духовного уклада оставил благодатный след — заложил храм Рождества Богородицы. Возведение его было задумано в начале ХIХ века. Оно предусматривалось еще в первоначальном плане расширения города в 1803 году. Место отводилось на улице Приютской (ныне ул. Кирова), которая была в то время окраиной с немногочисленным и к тому же небогатым населением. Именно по этой причине строительство все время откладывалось. И даже через сто лет проблема оставалась прежней: епархии и городу не по карману было строительство, а уповать на добровольные пожертвования не приходилось. Но епископ Антоний решил проблему по-своему: заложив храм, он не оставил городу путей для отступления и обязал его таким образом довести дело до конца. Строительство велось чрезвычайно медленно. Сказывалась нехватка средств. Пожертвования шли, но их явно не хватало. И кто знает, на сколько лет затянулось бы еще ожидание святыни, не приди на помощь Никифор Миронович Патокин. Его детство прошло в нищете и лишениях. Поэтому, наверное, став успешным купцом, он прославился как благотворитель. Имел несколько галантерейных лавок в Гостином дворе и вел обширную торговлю. Кроме того, являлся членом Городского раскладочного по промысловому налогу присутствия, а также членом учетного комитета Городского общественного банка. Несомненно, Никифор Миронович был довольно заметной фигурой в городе. Став председателем специального комитета при строительстве, Патокин настолько загорелся новым делом, что, столкнувшись с финансовой проблемой, принял беспрецедентное решение — распрощался с собственным состоянием. Краевед Павел Егоров пишет о нем: «…Войдя в страшное разорение, перестал держать работников, продал лавку, не в силах оплачивать аренду, а сам, будучи уже в пожилом возрасте, ходил по рынку и торговал иголками и булавками». 6 сентября 1909 года в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы епископ Уфимский и Мензелинский Нафанаил освятил новый храм, который, увы, был закрыт через десять лет. Здание занимали тюрьма НКВД, авиамастерские. «Селились» здесь и мединститут, и призывной пункт. А в 1955 году на долгие годы сюда водворился кинотеатр «Йондоз». И только в 1991 году изувеченный храм вернули, наконец, Уфимской епархии.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Видинеевский театр Об этом гражданине города Уфы, слагали легенды. Будучи крупным представителем купечества, заводчиком, он справедливо считался и «выдающимся деятелем на поприще общественной и частной благотворительности». Как примерный христианин он жертвовал на строительство храмов, был попечителем Уфимского женского приюта, построил знаменитый деревянный театр, который долгие годы так и назывался – Видинеевский.К чести наследников Видинеева, они полностью сохранили не только его торговую и промышленную деятельность, но и стремились продолжить все добрые начинания Василия Ильича. В конце 1880-х годов купец Александр Блохин продал парк, когда-то принадлежавший семье Аксаковых, за долги Видинееву. Первое, что сделал новый хозяин – построил в купленном парке роскошный по тем временам летний ресторан. Старшее поколение уфимцев его помнит. По-моему, еще в начале 50-х здесь можно было перекусить и выпить пива из знаменитых стеклянных, похожих на кувалду, пол-литровых кружек. Здесь любили отдохнуть люди в военной форме, но уже без погон. Страна возвращалась с фронтов. Помнится, обслуживали в ресторане официантки в белых фартучках и кокошниках, очень шустрые на дело и слово. Сегодня пустырь на месте ресторана уже «зарос бурьяном». 15 января 1903 года Василий Ильич Видинеев скоропостижно скончался. В некрологе, опубликованном в «Уфим-ских губернских ведомостях», кафедральный протоиерей Е.В. Еварестов писал: «Покойный принадлежал к числу тех русских людей, которые оставляют по себе лишь одни добрые воспоминания. Образцовый семьянин, честный промышленный и торговый деятель – он, несмотря на массу личных забот, находил еще время принимать участие и во всяком добром деле, возникавшем в Уфе». Когда в 1991 году вокруг Аксаковского парка и Летнего театра шли газетные баталии, специалисты «Уфаархпроекта» подготовили «Проект зон охраны памятников сада им. С.Т.Аксакова». Автор проекта – С. Олейников, заказчик – «Объединение садов и парков» Кировского района Уфы. Этот служебный документ читается как захватывающий детективный роман. В нем не только история парка, его биография, подробности строительства Летнего театра Видинеева, но, что очень важно, общая историческая, архитектурная, культурологическая атмосфера Уфы на протяжении долгих лет становления города. По ранней истории Уфы сохранилось мало документов. Это связано с тем, что архивы Разрядного приказа, то есть Военного ведомства, которое «ведало крепостей строением», хранились в Москве и в 1626 году погибли при пожаре. Пожары и в Уфе случались довольно часто. Еще в XVII веке сгорела приказная изба воеводы, где хранились текущие дела. Значительный урон нанес городу пожар 1739 года, уничтоживший вместе с большей частью города и архивные хранилища. Частые пожары в деревянной Уфе влияли на изменение облика и самой улицы Голубиной. Сгорел в 1821-м и дом Веселовских, где 20 сентября 1791 года родился С.Т. Аксаков.