Веласкес. Триумф Вакха-"Пьяницы"
Картина написана или, во всяком случае, закончена Веласкесом в 1629 году. В этой картине
обнаруживается творческая неординарность художника. Его замысел смел и необычен. Картина,
написанная на мифологический сюжет, совсем не похожа ни на произведения Рубенса с их бурной,
чувственной стихией, ни на овеянные светлой поэзией вакханалии Николя Пуссена.
Веласкес изображает на фоне горного ландшафта пирушку испанских бродяг в компании
античного бога Вакха. Бог вина и веселья здесь изображен как друг и помощник бедняков. Вакх
надевает венок на преклонившего колени солдата, который, вероятно, заслужил такую награду за
такое пристрастие к вину. Полуобнаженный, как и его сатир, бог сидит на бочке с вином, скрестив ноги.
Один из участников пирушки подносит к губам волынку, чтобы сопроводить музыкой этот шутливо-
торжественный момент. Но даже хмель не может прогнать из их сознания мысль о тяжелых трудах и
заботах. Но особенно обаятельно открытое и прямодушное лицо крестьянина в черной шляпе с чашей
в руках. Его улыбка передана необычно живо и естественно. Она озаряет все лицо, делает
неподвижным его черты.
Обнаженные фигуры Вакха и сатира написаны, как и все прочие, с натуры, с крепких деревенских
парней. Веласкес запечатлел здесь представителей социальных низов, передав правдиво и ярко их
выразительный образ, огрубевшие под знойным солнцем лица, полные простодушного веселья, но в
то же время отмеченные печатью сурового жизненного опыта. Но это не просто пирушка: в картине
есть ощущение вакханической стихии. Художника интересует не собственно мифологическая сторона,
а возникающая благодаря введению мифологических персонажей атмосфера общей приподнятости
образов, как бы приобщение к силам природы.
Художник находит такие формы изображения, которые не разделяют “возвышенное” и
“низменное”. В его представлении Вакх — плотный юноша с мирным простодушным лицом — приобрел
чисто человеческие качества, а окружающие его бродяги, в облике которых он не скрывает черт
низменности, лишены вульгарности. В их образах, исполненных удали, душевного размаха, грубоватого
веселья, есть что-то крупное и значительное.
Колорит отличается теплыми тонами, чувствуется стремление передать единство красочного
многообразия мира. Переход (слева направо) от античности к реальности. Условный пейзажный фон,
не связанный с фигурами первого плана.
Веласкес. Триумф Вакха-"Пьяницы"
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться129 Янв 2009 23:40:25
Страница: 1