Творчество Ивана Константиновича Айвазовского
Иван Константинович Айвазовский — один из крупнейших русских живописцев XIX века.
С детских лет проявилась у него страсть к рисованию. Он рос в Феодосии, и самые яркие
впечатления были связаны с морем; наверное, потому и посвятил он изображению моря все свое
творчество.
Айвазовский учился в Академии художеств в Петербурге, и уже первые его морские пейзажи
выделялись на академических выставках. На одной из таких выставок художник встретился с
Александром Сергеевичем Пушкиным, который высказал ему свое одобрение. “С тех пор и без того
любимый мною поэт сделался предметом моих дум и вдохновения”, — говорил Айвазовский.
Впоследствии художник создал ряд картин, связанных с образом Пушкина, и в их числе находится
знаменитое полотно “Прощание Пушкина с морем” (фигура поэта написана И. Е. Репиным). Это
произведение удивительно созвучно пушкинским строкам:
Прощай, свободная стихия.
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой...
За успехи в живописи Айвазовскому сократили на два года курс занятий в Академии, а в 1837
году присвоили высшую награду — Большую золотую медаль.
В начале 1840-х годов молодой художник направляется пенсионером Академии за границу.
Морские пейзажи, написанные им в Неаполе и в Венеции, приобрели широкую известность. В
Амстердаме Айвазовский был удостоен почетного звания академика, а в Париже получил золотую
медаль. Тогда же английский пейзажист Д. Тернер, находясь под впечатлением от картины
Айвазовского, изображающей Неополитанский залив лунной ночью, сложил в честь ее автора сонет, в
котором писал: “Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но
работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое высоко и могущественно,
потому что тебя вдохновляет Гений”. Эти строки тем более ценны, что они принадлежат
пользовавшемуся мировым признанием художнику-маринисту, скупому на похвалы человеку.
После возвращения в Россию Айвазовский получил звания академика и живописца Главного
Военно-морского штаба. В 1844 – 1845 годах им выполнен большой государственный заказ на цикл
картин, показывающих русские порты-крепости на Балтийском море. Полотна “Свеаборг” и “Ревель”
дают представление об этой серии.
Несмотря на множество предложенных в столице выгодных заказов, Айвазовский уезжает на
родину, в Крым. Там, в Феодосии, осенью 1846 года он отметил десятилетие своего творчества.
Поздравить художника с юбилеем прибыла эскадра кораблей черноморского флота под
командованием адмирала В. А. Корнилова. Моряки не случайно оказали художнику высокие почести.
Айвазовский не раз бывал в боевых походах эскадры. Он участвовал в высадке русского десанта у
Субаши и запечатлел это событие.
Истории русского флота посвящено и полотно “Петр I при Красной горке”. Айвазовский изображал
парусные корабли со всей их сложной оснасткой: в картине “Русская эскадра на севастопольском
рейде” с глубоким знанием передан строй боевых судов, готовых к параду.
Чуткий к событиям современности, Айвазовский сразу же откликался на них своими работами.
Так, он создал ряд произведений о Крымской войне 1853 – 1856 годов. Художник не только побывал в
осажденном Севастополе, но и привез туда выставку своих картин. В их числе был “Синопский бой”
(победа над турецким флотом 18 ноября 1853 года). Полотно было создано на основании рассказов
участников боя. “Эта картина так поражает, что трудно оторваться от нее”, — писал один из моряков,
который видел ее в осажденном Севастополе. Известны и слова, сказанные тогда адмиралом П. С.
Нахимовым: “Картина чрезвычайно верно сделана”.
Одним из самых популярных произведений художника является “Девятый вал”. Айвазовский
изобразил бушующее море при восходе солнца. Пенятся огромные волны, со страшной силой налетает
“девятый вал”. Неистовству стихии художник противопоставил мужество и отвагу людей, спасающихся
на обломке мачты после кораблекрушения. Айвазовский так построил свою картину и ввел в нее
наиболее яркие и звучные цвета, что заставил любоваться красотой бушующего моря, несмотря на
драматизм происходящего. В картине нет чувства обреченности или трагизма.
Удивительно мастерство художника. С одинаковой силой и убедительностью он сумел передать
яростный шторм и тихую гладь моря, блеск сверкающих на воде солнечных лучей и рябь дождя,
прозрачность морской глубины и белоснежную пену волн. “Движение живых стихий неуловимы для
кисти, — говорил Айвазовский, — писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с
натуры. Для этого-то художник и должен запомнить их и этими случайностями, равно как и эффектами
света и теней, обставлять свою картину”. Он был убежден, что “человек, не одаренный памятью,
сохраняющий впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым
фотографическим аппаратом, но истинным художником — никогда”.
Айвазовский работал много и вдохновенно, свободно импровизируя, вкладывая в работу все
свои чувства и богатство наблюдений. “Писать тихо, корпеть над картиною целыми месяцами не могу”,
— сознавался он.
Творческий путь мастера был сложен. Романтические черты постепенно сменились в его
искусстве реалистическими. От яркой красочной гаммы и эффектов освещения, которые преобладали
в ранних работах, Айвазовский перешел к более сдержанным и правдивым цветовым отношениям.
Особенно заметно это в картине “Черное море” и одном из самых крупных полотен — “Волна”.
Художник создал более шести тысяч произведений, и одно из них представлено в коллекции
Новосибирской картинной галереи — “Кораблекрушение”.
На картине изображен корабль, севший на мель, спасательная шлюпка, на которой вся команда
плывет к берегу от места крушения. С берега за всем наблюдают рыбаки, явно заинтересовавшиеся
происходящим. Смотря на эту картину, не чувствуешь трагедии крушения, все переживания как бы
уходят на второй план. Этот эффект достигнут благодаря особому изображению действия. Краски
подобраны светлые, яркие, насыщенные. Кроме того, пейзаж окружающей обстановки достаточно
мирный: небо чистое, голубого цвета, на море полный штиль, сам корабль находится вдали и выглядит
каким-то маленьким, игрушечным. Все это создает ощущения какого-то душевного спокойствия, что
позволяет просто любоваться картиной, не задумываясь о сюжете.
Айвазовский достиг огромных высот в изображении моря, которому он посветил всю свою жизнь.
Он внес огромный вклад в мировую культуру и культуру России.
Творчество Ивана Константиновича Айвазовского
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться129 Янв 2009 23:44:54
Страница: 1