Идейно-художественное своеобразие "Слова о полку Игореве"
   Автор "Слова…" неизвестен. Нашел это произведение знаток русской словесности Мусин-Пушкин.
Вероятнее всего, это был не оригинал, а его более поздняя копия (14 век), которая погибла во время
пожара в Москве в 1812 году. Сохранилось печальное издание 1800 года. Все это создало
предпосылки для сомнений в подлинности "Слова". Сейчас, конечно, его подлинность доказана и
лингвистическим анализом, и историческим.
   Начиная с 11 и до конца 12 века Русь страдала от двух основных бедствий: княжеских
междоусобиц и набегов половцев. Поэтому постоянно призывали к единодушному отпору половцам, к
защите родной земли. Наиболее действенным средством борьбы с половцами были походы русских
князей против кочевников. В 1185 году киевский князь Святослав Всеволодович провел удачный
поход против половцев и разбил их. Одним из князей, обещавшим помощь князю Святославу, был
князь Игорь, князь Новгород-Северский. Но он не смог принять участие в походе. Несколько позже,
весной 1185 года, Игорь неожиданно со своими ближайшими родственниками-князьями выступил в
набег против половцев. Но был разбит и взят в плен. Такого ужасного поражения русские никогда не
знали. А воодушевленные победой ханы Гза и Кончак вторглись в пределы Русского государства и
опустошили его.
   Неудача похода Игоря была очень тяжела для Руси. Основной мыслью этого произведения
является, по словам Маркса, "призыв русских князей к единению как раз перед нашествием
монгольских полчищ". Это подлинно патриотическая идея имела в то время первостепенное значение.
Эта идея раскрывается в образах героев, в картинах событий, пейзажах. Она определяет композицию
и язык. Но параллельно с этой основной мыслью в содержании даны картины мирного труда: жатва,
ремесло. Этим автор призывает стоять за мир.
   Вдохновитель и руководитель похода, Игорь с самого начала выступает как защитник русской
земли. Он — храбрый воин. У него сильная воля и храброе сердце. Его боевого пыла не охлаждает
дурное предзнаменование — солнечное затмение. "Лучше быть убитыми или полонеными", — говорит
он, обращаясь к дружине. Личные качества Игоря привлекают к нему симпатии друзей, дружины и
автора. Игорь приходит на помощь своему брату Всеволоду. Но автор осуждает Игоря за то, что он
пренебрег общегосударственными интересами, выступил в набег, чем открыл путь половцам.
Всеволод близок Игорю по духу. В большей степени его отличает воинская честь, мужество и
храбрость. Нежной любовью отмечаются отношения братьев друг к другу.
   Светлый образ Ярославны предстает нам в облике простой русской женщины. "Плач" Ярославны
передан в духе устной народной поэзии. Этим подчеркивается ее близость к народу. Она является
представительницей тех жен, которые потеряли своих мужей на войне или попавших в плен. Это образ
и любящей женщины, любовь которой оберегает мужа, и истинной патриотки.
   Русская земля для автора — это, прежде всего, русский народ. Повествуя о походе Игоря, автор
не забывает о народе. Игорь предпринял поход "за землю русскую"; его воины — "русичи" — сыны
русские; переходя границу Руси, они прощаются со своей родиной: "О Русская земля! Ты уже за
холмом!"
   Благополучному бегству Игоря из плена и его возвращению радуются жители города и сел.
   Композиция "Слова" стройная и сложная. Стройность ее выражается в плане поэмы. Все
произведение делится на три части: поход Игоря; вещий сон Святослава и его "золотое слово";
возвращение Игоря из плена. Стройность композиции подчеркивается делением "слова" на ряд картин
— песен, которые оканчиваются, например, такими словами: "ища себе чести, а князю — славы", что
делит поэму на строфы.
   Сложность композиции зависит от самого жанра произведения (ораторское слово, песнь,
повесть). Задачей автора было не только изложить факты, но и дать им оценку. Поэтому он
сопоставляет прошлое с настоящим, разрывает повествование, вставляя свои размышления и
воспоминания, переставляет события. Вся поэма глубоко песенна. В возвышенных, торжественных
тонах говорится о походе, особенно о судьбах Русской земли. В нежных тонах передается причитание
жен о мужьях. Оценка явлений автора совпадает с оценкой народа, поэтому очевидна связь с устной
народной поэзией. Среди эпитетов встречается больше народных, чем книжно-русских.
   "Слово" оказало большое влияние на развитие русской литературы.