А. П. Чехов и его произведения "Унтер Пришибеев", "Палата № 6",
"Дом с мезонином"
Биография А.П. Чехова
А. П. Чехов родился в городе Таганроге в купеческой семье. Он был четвертым ребенком в
семье. Основные даты многое говорят о том, какой насыщенной была жизнь писателя, как много он
знал о людях.
1876 г. — отец разоряется и убегает от кредиторов в Москву, оставив семью в Таганроге.
1879 г. — А. П. Чехов оканчивает гимназию и, получив стипендию от купечества, уезжает в
Москву, где поступает в МГУ на медицинский факультет и заканчивает его в 1884 г.
Будучи студентом, начинает писать рассказы и посылает их в Петербург в юмористические
журналы, где печатался под псевдонимом "Брат моего брата", "Человек без Селезенки", "Антоша
Чехонте".
1880 г. — 1-й рассказ "Письмо ученому соседу".
В ранних рассказах у Чехова еще нет глубины образов. Он создает сотни миниатюр, которые
охватывают все многообразие российской обывательской жизни, внешняя сторона церковной жизни с
ее обрядами, постами; семейно-бытовые сцены, служебно-бытовые отношения и даже общественные
явления, "Жизнь прекрасна", "Руководство для желающих женится", "Смерть чиновника", "Толстый и
тонкий", "Хамелеон", "Брожение умов" и т. д.
В молодости Чехов писал много и легко:
1883 г. — 120 рассказов;
1885 г. — 129 рассказов;
1887 г. — 66 рассказов;
1888 г. — 12 рассказов.
Его книги выходили в свет одна за другой.
1884 г. — первая книга Чехова "Сказки Мельпомены";
1886 г. — второй сборник "Пестрые рассказы";
1887 г. — А. П. Чехов получил Пушкинскую премию за сборник "В сумерках". Его творчество
получило высокое одобрение писателя старшего поколения Григоровича.
В конце 80-х – начале 90-х годов Чехов отказывается от юмористического подхода к жизни и
переходит к проблемам общественно-политического характера. Острее делаются характеры героев.
Он разоблачает тупого, сонного российского обывателя, показывает его тусклую жизнь, говорит о его
невежестве, дикости, жестокости: "Человек в футляре", "Дом с мезонином", "Дама с собачкой",
"Палата № 6".
1890 г. — писатель уезжает на о. Сахалин, через Сибирь на лошадях, чтобы познакомится с
жизнью ссыльных. Прожил он там полгода, сделал перепись населения, посещал рудники, тюрьмы.
Возвратился кораблем. Вернувшись, написал книгу "Остров Сахалин".
1889 г. — Чехов приобрел участок под Москвой (Мелихово), там же он строит 2 школы, лечит
людей, состоит в комитете.
1896 г. — в Петербурге в Александрийском театре проваливается премьера новой пьесы
Чехова "Чайка".
1897 г. — Чехов вынужден продать Мелихово, лечится в Ницце. Покупает на горе "Аутка" в Ялте
усадьбу.
1898 г. — в Москве появляется театр МХТ, который успешно ставит пьесу "Чайка".
1898 г. — рассказы "Человек в футляре", "Крыжовник", "Ионыч".
1899 г. — пьеса "Дядя Ваня".
Летом 1900 г. театр приехал в Крым на гастроли.
1900 г. — женится на О. Книппер.
1901 г. — "Три сестры"
1894 г. — написал рассказ "Невеста".
1904 г. — 15 июля в Германии Чехов умирает.
"Унтер Пришибеев"
Герой рассказа, отставной унтер-офицер — добровольный шпион и тупой самозваный
администратор. Он по-своему понимает законы и нормы человеческого поведения. Этот человек
терроризирует деревню, где живет, считает, что он один знает порядки, как необходимо обращаться с
людьми низшего звания. Фигура Унтера вырастает в фигуру всероссийского городового, олицетворяя
самодержавную власть в России. В рассказах, подобных этому, смешное не развлекает, а заставляет
задуматься, о том, что в небольшом произведении Чехов говорит о больших явлениях.
"Палата №6"
Рассказы и повести 90-х годов, направлены против жестокой и пошлой жизни. Этот рассказ
написан после возвращения Антона Павловича с о. Сахалин. Образ тюрьмы преследует писателя, и
палата №6 — это тюрьма.
"Всюду — палата №6. Это Россия" (Лесков). Повесть начинается с описания флигеля больницы,
там расположены душевнобольные. Тягостное впечатление складывается после описания флигеля, а
еще больше усугубляется с описанием палаты и сторожа Никиты.
Больные похожи на арестантов, больница на тюрьму, где все перемешалось и трудно отличить
нормального человека от сумасшедшего. Единственный человек, способный здраво рассуждать, это
душевнобольной Громов. Доктор Рагин говорит, навещая его в страшной палате: "Если бы вы знали,
друг мой, как мне надоели всеобщие бездарность, бездумность, тупость, и с какой радостью я всякий
раз беседую с вами. Вы умный человек и я наслаждаюсь вами". Жизнь среди нормальных людей
свела его с ума, и он заболел манией преследования — весьма распространенное заболевание того
времени. Громов попадает в то заведение, где больных не лечат, а истязают.
Громов болезненно реагирует на зло, несправедливость, беззаконие. Он не перестает
протестовать, возмущаться, и не теряет веры в то, что рано или поздно правда, наконец,
восторжествует.
Иначе смотрит на жизнь доктор Рагин. "При всякой обстановке мы можем найти успокоение в
самих себе". Следуя этой идее, Рагин не вмешивается в дела больницы, не пытается изменить
положение больных: "В своей нечестности виноват не я, а время".
Чехов восстает против взгляда на жизнь, удобного для тех, кто сам не страдает. Устами Громова
автор осуждает Рагина: "Нас держат здесь за решеткой, гноят, истязают, но это прекрасно и разумно,
потому что между этой палатой и теплым кабинетом нет никакой разницы".
"Страданья презираете, а, небось, прищеми вам палец дверью, заорете во все горло".
Лишь перед смертью Рагин понял правду Громова, правду тех, кто не хочет, не может мириться с
насилием. Когда в палате №6 Никита избивает его, это событие освещает пронзительным светом
ложь его жизни и его философского мировоззрения. Наступает пробуждение совести, появления
чувства вины, в голове его мелькнула страшная, невыносимая боль, что такую же точно боль должны
были испытывать годами эти люди. Рагин умер не от побоев Никиты, а от мук проснувшейся совести.
"Дом с мезонином"
Второе название этой истории — "Рассказ художника". Значит, в нем читатель найдет
воспоминания о передуманном и пережитом, исповедь. Ведутся идейные споры, развертывается
любовная история, закончившаяся печально, но не трагично. Противником в споре выступают
повествователь-художник и старшая сестра героини, Лида Волчанинова. Безалаберный и чудаковатый
художник в какой-то степени выражает мысли автора. Он утверждает, что все беды человеческие —
от грубого физического труда. Надо только освободить человека от этого, а пока этого не произошло,
необходимо разделить труд на всех. От этого одного он ожидает великих и благих последствий от
человечества.
Подобные взгляды утопичны и наивны, но автору они нравятся, а мысли и дела Лиды, которая в
своих аптечках и библиотечках видит главное средство улучшения жизни народа, автору не по душе. Ее
ограниченность не в том, что она увлечена малыми делами, а в том, что этими малыми делами она
все и ограничивает. Они ее удовлетворяют, так же как и уездная игра в земский парламентарий.
"Народ окутан цепью великой, а вы ее не рубите, а лишь прибавляете новые звенья". Очевидно,
художник ближе к правде, чем рассудительная Лидия, но в жизни оказывается победителем она, а не
художник вместе с его любовью и бесполезными пейзажами. Но все-таки в свете высших ценностей
тоскливый возглас художника: "Мисюсь! Где ты? " значит больше, чем все земские победы.
А.П.Чехов и его произведения "Унтер Пришибеев","Палата№6","Дом с мезон
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться129 Янв 2009 23:57:44
Страница: 1