Великая земная любовь в лирике Ахматовой
Ахматова — самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечном разнообразии
женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и брошенной. По выражению А.
Коллонтай, Ахматова дала "целую книгу женской души". Ахматова "вылила в искусстве" сложную
историю женского характера переломной эпохи, его истоков, ломки, нового становления.
Герой ахматовской лирики (не героиня) сложен и многолик. Его даже трудно определить в том
смысле, как определяют, скажем, героя лирики Лермонтова. Это он — любовник, брат, друг,
представший в бесконечном разнообразии ситуаций: коварный и великодушный, убивающий и
воскрешающий, первый и последний.
Способность Ахматовой выйти к тому, что "сердце знает", — главное в стихах Ахматовой:
Я вижу все,
Я все запоминаю.
Но это "все" освещено в ее поэзии одним источником света.
Есть центр, в котором сводится весь мир ее поэзии, он оказывается ее основным нервом, ее
идеей и принципом. Это любовь. Стихия женской души неизбежно должна была начать с такого
заявления себя в любви. Герцен сказал однажды как о великой несправедливости в истории
человечества о том, что женщина "загнана в любовь". В известном смысле вся лирика (особенно
ранняя) Анны Ахматовой "загнана в любовь". Но здесь же прежде всего и открывалась возможность
выхода. Именно здесь ожидались подлинно поэтические открытия, такой взгляд на мир, который
позволяет говорить о поэзии Ахматовой как о новом явлении в развитии русской лирики двадцатого
века. В ее поэзии есть и "божество", и "вдохновение". Сохраняя высокое значение идеи любви,
связанное с символизмом, Ахматова возвращает ей живой и реальный, отнюдь не отвлеченный
характер:
Эта встреча никем не воспета,
И без песен печаль улеглась.
Наступило прохладное лето,
Словно новая жизнь началась.
Сводом каменным кажется небо,
Уязвленное желтым огнем,
И нужнее насущного хлеба
Мне единое слово о нем.
Ты, росой окропляющий травы,
Вестью душу мою оживи,
— Не для страсти, не для забавы,
Для великой земной любви.
"Великая земная любовь" — вот движущее начало всей лирики Ахматовой. Именно она
заставила по-иному — уже не символистски и не акмеистски, а, если воспользоваться привычным
определением, реалистически — увидеть мир.
То пятое время года,
Только его славословь.
Дыши последней свободой,
Оттого, что это — любовь.
Высоко небо взлетело,
Легки очертанья вещей,
И уже не празднует тело
Годовщину грусти своей.
В этом стихотворении Ахматова назвала любовь "пятым временем года". Из этого-то
необычного, пятого времени, увидены ею остальные четыре, обычные. В состоянии любви мир
видится заново. Обострены и напряжены все чувства. И открывается необычность обычного.
Человек начинает воспринимать мир с удесятеренной силой, действительно достигая в ощущении
жизни вершин. Мир открывается в дополнительной реальности:
Ведь звезды были крупнее,
Ведь пахли иначе травы.
Поэтому стих Ахматовой так предметен: он возвращает вещам первозданный смысл, он
останавливает внимание на том, мимо чего мы в обычном состоянии способны пройти равнодушно,
не оценить, не почувствовать:
Над засохшей повиликою
Мягко плавает пчела.
Потому же открывается возможность ощутить мир по-детски свежо. Такие стихи, как "Мурка,
не ходи, там сыч", не тематически заданные стихи для детей, но в них есть ощущение совершенно
детской непосредственности.
И еще одна связанная с тем же особенность. В любовных стихах Ахматовой много эпитетов,
которые когда-то знаменитый русский филолог А. Н. Веселовский назвал синкретическими и которые
рождаются из целостного, нераздельного, слитного восприятия мира, когда глаз видит мир неотрывно
от того, что слышит в нем ухо; когда чувства материализуются, опредмечиваются, а предметы
одухотворяются. "В страсти раскаленной добела", — скажет Ахматова. И она же видит небо,
"уязвленное желтым огнем" — солнцем, и "люстры безжизненный зной".
Великая земная любовь в лирике Ахматовой
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться130 Янв 2009 00:02:49
Страница: 1