"Великий перелом" и его изображение в романе М. Шолохова
"Поднятая целина"
Один из решающих этапов в истории нашей Родины — так называемое "социалистическое
преобразование деревни" начала 30-х годов — составляет содержание романа М. Шолохова
"Поднятая целина". Судьбу коллективизации решал середняк. Бедняки охотно шли в колхоз, видя в нем
свое спасение.
Середняки колебались, за них боролись коммунисты и сельский актив. Путь крестьянина к новой
жизни был путем ожесточенной классовой борьбы, открытого насилия, ломкой судеб, жизней,
традиционного быта. Бедняки в основном поддерживали политику большевиков, а в душе середняка
происходила внутренняя борьба: стремление к новой жизни сочеталось с чувством собственности.
Именно эта внутренняя борьба, "великий перелом" в сознании и образе мышления середняка
отображается в одном из персонажей — Кондрате Майданникове. Характер Майданникова показан не
только в схватке с противниками колхозного строя, но и в той внутренней борьбе, которую ведет он с
"подлюкой жалостью к своему добру". Портрет Майданникова создают немногочисленные детали:
Кондрат, "невысокий, в сером зипуне, казак", на голове у него "выцветшая буденовка". Собираясь
выступить на общехуторском собрании, "Майданников достал засаленную записную книжонку,
торопливо стал искать исчерченные каракулями странички".
Говорит Майданников о беспросветной жизни середняка, "тоскуя глазами".
Майданников мучительно ищет путь спасения середняка от нищеты и приходит к выводу, что
единственный выход — это колхоз. Кондрат понимает, что "рабская" привязанность к собственности
мешает казакам встать на путь новой колхозной жизни. Как "мое", нажитое кровью и потом, будет там,
в колхозе, "общим"? Сознание Майданникова приходит в противоречие с его привычками, чувствами.
Наблюдая за переживаниями Кондрата, мы можем представить, что происходило в душах крестьян в
годы коллективизации. Майданников ведет свой скот в колхоз, он справился со своей задачей, но
конфликт на этом не исчерпан.
Кондрат погнал скотину к речке.
"Напоил. Быки повернули было домой, но Кондрат с затаенной на сердце злобой, наезжая конем,
преградил им дорогу, направил к сельсовету". Мысли Майданникова, как льдины во время ледохода,
наплывают друг на друга, вертятся вокруг одного: "Как будет в колхозе? Всякий ли почувствует,
поймет так, как понял он, что путь туда единственный, что это неотвратимо? Что как ни жалко вести и
кинуть на общие руки худобу, выросшую вместе с детьми на земляном полу хаты, а надо вести. И
подлюку-жалость эту к своему добру надо давить, не давать ей ходу к сердцу".
Всего один месяц прошел с тех пор, как Кондрат записался в колхоз, а какие значительные
изменения произошли в его жизни и сознании. Кондрат охотно участвовал в раскулачивании,
добросовестно относится к своим обязанностям по работе. С судьбой колхоза теперь накрепко
связана судьба Майданникова, дела колхозные постепенно становятся и его личными делами, а вот по
ночам по-прежнему плохо ему спится, жалость к своему добру еще не умерла в душе Кондрата. Но
раньше Майданников думал только о себе, о своей семье, а теперь раздумывает о судьбе угнетенных
всего мира. Раздумья Майданникова показывают, как меняется сознание человека, как вчерашний
середняк становится колхозником, как начинает сознавать он личную ответственность за судьбу своей
великой Родины, первой в мире с огромными трудностями прокладывающей человечеству путь к
недалекому светлому будущему — коммунизму. Борьба за новую жизнь требует от Майданникова
напряжения всех сил. Самое трудное для него — преодолеть привычки собственника, победить
любовь к своему добру. Днем, когда Кондрат занят в колхозе, он забывается в работе. Дома же,
особенно по ночам, не дает ему спать "проклятая жаль". Мучительные ночные думы в самый трудный,
поворотный момент невольно переносят его в прошлое, заставляют вспомнить весь его жизненный
путь. Мы видим, что так же, как единоличное хозяйствование воспитывало в нем собственника,
рождало привычки, от которых "холодит сердце тоской и скукой", так и коллективный труд заставляет
Кондрата думать о делах колхозных, волноваться за них. Кондрат думает о нужде, какую терпит
строящая пятилетку страна, и сжимает под дерюжкой кулаки, с ненавистью мысленно говорит тем
рабочим Запада, которые не за коммунистов: "Продали вы нас за хорошее жалование от своих
хозяев! Променяли вы нас, братушки, на сытую жизнь! Али вы не видите через границу, как нам тяжко
подымать хозяйство?" Так совершенно естественно проходит перед нами вся жизнь Майданникова,
показывается, как вырывается Кондрат из мира своей прошлой жизни и растворяется своим
сознанием в новом и непривычном ему коллективном укладе жизни. На производственном совещании
Майданников с недоверием относится к хозяйственной деятельности Островного, интересуется
нормами выработки, учета и оплаты. Добросовестно работая, он требует того же и от других
колхозников: "Пусть всякий получает столько, сколько зарабатывает". Важно отметить, что
Майданников тянется к знанию, стремится понять и практически использовать все новое в агрономии.
Когда Яков Лукич рассказывал, как надо "сеять по науке", Кондрат слушал его "жадно, с открытым
ртом, задавая вопросы, вникая во все подробности". Ко времени "бабьего бунта" Кондрат уже
настолько зарекомендовал себя в колхозе, что именно ему доверил Давыдов ключи от амбаров и
послал за помощью в бригаду. Майданников не только хорошо работает, но и стремится подтянуть
отстающих, борется с лодырями, организует труд бригады, чего как раз не смог сделать сам бригадир.
Правильной расстановкой рабочей силы, организацией учета выработки каждого колхозника Кондрат
практически разрешает вопрос, им же поставленный на производственном совещании перед началом
посевной. На пахоте Кондрат разоблачает "кулацкого агента" Атамангукова, пытающегося
деморализовать бригаду и своей недобросовестной работой вредящего колхозу. Кондрат
Майданников дорожит авторитетом руководителя колхоза. Автор показывает, как формировалось
новое отношение к труду, складывался характер "коллективного" человека. По словам Давыдова,
Кондрат — "самый фактический ударник". Труд Майданникова — творческий, поэтому и работает он с
увлечением, осознавая себя и подобных себе тружеников "заглавной фигурой в Советском
государстве". Кондрат готов "воевать за Советскую власть", готов в колхозе работать "на совесть",
но от предложения Нагульнова вступить в партию отказывается. "Раз я ищо не отрешился от
собственности, значит, мне и в партии не дозволяет совесть быть", — с дрожью в голосе говорит он
Макару. Это признание Кондрата с особой силой подчеркивает его правдивость, душевную чистоту и
лишний раз убеждает в том, что Майданников победит в себе остатки собственнического чувства,
вступит в партию и будет подлинным коммунистом. Самоотверженно работая в колхозе, он
окончательно излечивается от "приверженности к собственным быкам" и вступает в партию.
Именно Кондрат Майданников сменяет сраженного вражеской пулей Давыдова на посту
председателя гремяченского колхоза. В колхозе, в коллективном труде Кондрат становится новым
человеком. "Великий перелом" свершился.
"Великий перелом" и его изображение в романе М. Шолохова
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться130 Янв 2009 00:03:45
Страница: 1