Евгений Онегин
Евгений Онегин — главный герой романа, молодой франт с богатым наследством, «наследник
всех своих родных», как говорит о нем сам Пушкин. Онегин показан самим Пушкиным как человек с
очень сложным и противоречивым характером. Сам Пушкин говорит о нем весьма противоречиво:
весь роман преисполнен легкой иронией. Пушкин иронично смакует ученость Онегина, его
«хорошести», как-то: манеры, способности вести разговор — все эти положительные качества даются
как-то иронично. Автор, с каким-то неповторимо корректным смакованием, хвалит Онегина, но в то же
время всегда остается капля тонкой иронии, которая не исчезает почти до самого конца. Но в то же
время сам Пушкин, как он говорит в первой главе, подружился с Онегиным, что поэту нравятся его
черты, что он проводил с Онегиным ночи на набережной Невы, говорит о том, как они делились друг с
другом воспоминаниями минувших дней...
Мне самому Онегин показался законченным эгоистом, что, в принципе, немудрено: отец почти не
обращал на него внимания, целиком и полностью отдаваясь своим делам, поручив его убогим
гувернерам — «мосье и мадам», а те, в свою очередь, холили парня, лишь «слегка за шалости
бранили», «не докучали моралью строгой». Поэтому естественно, что мальчик вырос в человека,
думающего только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий, да и не хотящий уметь,
обращать внимания на чувства, интересы, страдания других, способный с легкостью обидеть
человека, оскорбить, унизить, причинить боль человеку, даже не задумываясь над этим. Его острый
язык и подлость характера стали причиной гибели Ленского. Пушкин хорошо сказал о его злом и остром
языке: «Сперва Онегина язык меня смущал; но я привык к его язвительному спору, и к шутке с желчью
пополам, и злости мрачных эпиграмм».
Противоречия в характере Онегина, сочетания в нем безусловно положительных черт с резко
отрицательными обнаруживаются на протяжении всего романа; четко видны изменения Онегина: ему
надоедает жизнь городского франта, ему наскучивает эта роль, и он переселяется в поместье,
оставленное ему в наследство от дяди. Там он на некоторый промежуток времени находит
интересные занятия, но и они ему наскучивают через пару деньков. События, происходящие в
последних главах, сильнее всего действуют на него: первое его изменение — смена привычного
эгоизма и пассивного невнимания к окружающим приходит вместе со смертью его друга, Ленского,
которая происходит по вине Онегина. В этот момент он уже не тот высокомерный, стоящий выше всех
жизненных впечатлений, иногда только недовольный сам собой, холодный эгоист. Он буквально
приходит в ужас от своего страшного и бессмысленного преступления. Убийство Ленского
переворачивает всю его жизнь. Он не переносит воспоминаний об этом зловещем преступлении,
которые приносят знакомые места, он мечется по свету в поисках забытья, но эти поиски не
увенчиваются успехом. Он возвращается после долгого путешествия по России. Он познает все муки
любви, сидя запершись у себя в кабинете. Онегин уже теперь не может, как прежде, проходить по
жизни, вовсе игнорируя чувства и переживания людей, с которыми он, сталкиваясь в прошлом, думал
только о самом себе...
Мы видим, что Онегин, вернувшийся из путешествия, не похож на прежнего Онегина. Он стал
гораздо серьезнее, внимательнее к окружающим. Теперь он способен переживать самые сильные
чувства, которые задевают его до глубины души. Вернувшись, Онегин вновь встречает Татьяну. И вот
теперь-то он, пораженный ее умом, благородством, сильными душевными качествами,
сдержанностью в выражении чувств, влюбляется в Татьяну, как больной, заболевающий болезнью.
Как же далек этот, переживающий свою любовь, человек от Онегина из первых глав романа!