Жанровое своеобразие романа «Евгений Онегин»
«Евгений Онегин» — роман в стихах. Впервые в литературе Пушкин изобрел новый жанр —
роман в стихах. Роман — эпический жанр (объективность с разных точек зрения, соотношение между
другими людьми, историческими событиями).
В стихах — лирика (субъективная точка зрения на действительность). Автор делает себя одним
из героев романа, дает лирическое отступление, оценку своим героям.
Субъективное заключается в том, что автор впервые в литературе делает себя героем романа.
Автор выступает как объективный повествователь. Нейтральный, он плавно «перетекает» из одного
состояния в другое. Пушкин впервые дает дворянке крестьянское имя Татьяна. Евгений — имя
реальное, Онегин — фамилия литературного персонажа. Особое внимание автор романа уделяет
петербургскому дворянству, типичным представителем которого и является Онегин. Поэт во всех
подробностях описывает день своего героя, то есть день столичного дворянина. Таким образом,
Пушкин воссоздает картину всего петербургского общества. Также к дворянскому обществу
принадлежит и Татьяна. В лице Татьяны объединились две тенденции: крестьянская культура и
европейская. Именно Татьяна становится «законодательницей зала», она признается Онегину в
любви, но не отказывается от своих традиций. Образ Татьяны в романе становится воплощением
будущего в России. Намеки в образе Татьяны — художественная интуиция поэта. Когда Татьяна
понимает, что влюблена в личность, в которой происходит борьба, ее спасает любовь ее родителей, и
сразу же решается ее судьба — она ведет за собой общество. Любой художественный образ
отражает ощущение действительности. Образ Татьяны свидетельствует о том, что Пушкин чувствовал,
что Россия пойдет собственным путем, не вписываясь в культуру европейских стран. Впервые в
русской литературе Пушкин делает женский образ главным, поэтому он разрушает читательские
стереотипы. С одной стороны, автор знает ее как реальное лицо, с другой — она плод авторского
воображения. Поэтому литература и жизнь у Пушкина не имеет границ. Пушкин пытается воссоздать
жизнь такой, какая она есть. Жизненность образа строится на внутренних противоречиях.