Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным атрибутом экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора. Содержание учения Экзистенциализм, или философия существования - иррационалистическое направление в буржуазной философии, возникшее в 20-м веке как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам буржуазной интеллигенции. Идейные истоки экзистенциализма — философия жизни, феноменология Гуссерля, религиозно-мистическое учение Кьеркегора. Различают экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев, Бубер) и атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю). В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности. Экзистенциализм — это иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы: объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, как «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия с точки зрения экзистенциализма должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности. Согласно экзистенциалистскому учению, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации», например перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля. Значительное место в экзистенциализме занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией. Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как самостроящий себя «проект». В конечном итоге идеальная свобода человека это свобода личности от общества. В России экзистенциализм возник накануне 1-й мировой войны 1914—1918: Л. Шестов Н. А. Бердяев В Германии экзистенциализм возник после 1-й мировой войны: М. Хайдеггер К. Ясперс М. Бубер Нашел своих последователей в период 2-й мировой войны 1939—1945 во Франции: Ж.-П. Сартр Г. Марсель М. Мерло-Понти А. Камю С. де Бовуар В 1940—1950-х годах экзистенциализм получил распространение и в других европейских странах: Италия: Э. Кастелли Н. Аббаньяно Э. Пачи Испания: Х. Ортега-и-Гасет (относительно близок) В США в 1960-е годы идеи экзистенциализма популяризировали: У. Лоури У. Баррет Дж. Эди К экзистенциализму близки религиозно-философские направления: Французский персонализм: Э. Мунье М. Недонсель Ж. Лакруа В немецком протестантизме — диалектическая теология: К. Барт П. Тиллих Р. Бультман Своими предшественниками экзистенциалисты считают: Б. Паскаля С. Кьеркегора М. де Унамуно Ф. М. Достоевского Ф. Ницше.