Кондуктивная педагогика (Метод Петьо)
Кондуктивная педагогика была разработана после Второй Мировой Войны венгерским врачом и педагогом Андрашем Петьо. Сначала этот подход использовался только в институте кондуктивной педагогики в Будапеште, который носит имя автора. Со временем этот метод приобрел популярность и начал применяться во многих странах мира.
По мнению проф. А. Петьо, моторные нарушения развиваются не только за счет повреждения двигательных систем мозга, но и за счет недостаточности координации и взаимодействия между разными отделами мозга и их функциями. Именно эта способность нервной системы может быть мобилизована с помощью направленного и активного процесса обучения.
Кондуктивная педагогика направлена на разные аспекты развития ребенка и его личности. Философия ортофункционирования созвучна современным представлением, так как она поддерживает важность существования различных путей достижения функциональных целей, которые зависят от возможностей ребенка и условий окружающей среды.
В традиционных программах кондуктивной педагогики в Венгрии, специалисты- кондукторы планируют и проводят программу выполняя роль и врача, и медика. Они имеют четырехлетнее университетское образование с акцентом на специальную педагогику.
Занятия проводятся в специализированных группах численностью от 10 до 25 детей, с однотипными формами церебрального паралича. Дети вместе занимаются, наблюдают и поощряют друг друга. Кондукторы руководят группой и обеспечивают мотивирующее окружение и эмоциональную поддержку. Цель программы определяются общим уровнем развития группы и умениями каждого отдельного ребенка. Она рассчитана на годы совместной длительной работы с больным ребенком. Занятия в группах структурированы и проводятся соответственно разработанной программе. Программа включает в себя блоки, которые состоят из комплексов упражнений и педагогических занятий, проводимых в игровой форме. Комплексы упражнений, а также задачи входящие в них, подбираются в зависимости от характера патологии ребенка, двигательных и интеллектуальных возможностей. Все упражнения комплекса базируются на физиологических движениях. В комплекс входят упражнения с разными предметами и спортивными орудиями, упражнения с мячом, на ступеньках, на гимнастической лавке, с гимнастической палкой, а также дополняется ходьбой и упражнениями возле шведской стенки. При проведении двигательных упражнений используется специально разработанная для этой методики мебель - лесенки, столы, боксы изготовленные из деревянных округленных лакированных планок.
Во время занятий широко применяют ритм и песни в технике, которая называется "ритмическое намерение" (rhythmіcal іntentіon). Ритмическое намерение это словесные ритмические инструкции, которые подаются во время выполнения серии задач. С помощью ритма, песен и стишков задается фоновый ритм двигательной активности, который оказывает содействие обучению и мотивации ребенка, а также помогаю привлечь внимание к тому движению, которое осуществляется в данный момент.
Эффективность участия ребенка в реабилитационном процессе зависит в значительной степени от его мотивации. Как правило, дети с ДЦП более пассивны в своих действиях. Метод кондуктивной педагогики требует активного участия ребенка в преодолении своей моторной неполноценности. Правильно поставленная цель дает ребенку надлежащую мотивацию к занятиям, поднимает его самооценку. Программа занятий предусматривает беспрерывное участие ребенка в разных видах деятельности, которые учат детей думать и действовать в разных ситуациях. Большое значение в формировании мотивации имеет стремления ребенка к успеху и достижению прогнозируемого результата. Поэтому, даже очень незначительный успех получает положительную поддержку и поощрение у кондукторов.