Реферат по психологии лиц с нарушениями речи на тему "ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ"
Введение
Изучению особенностей эмоционально- личностного развития детей при речевых нарушениях посвящены работы таких ученых, как В. М. Шкловский, В. И. Селиверстов, Л. А. Зайцева, О. С. Орлова, Л. Е. Гончарук, Г. А. Волкова и некоторых других. Исследования Л. М. Шипициной, Л. С. Волковой (1993) позволили сделать вывод, что в отличие от детей с нормой речевого развития многим детям с нарушениями речи свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению. Авторы указывают, что у 40% первоклассников, как с нарушенной речью, так и нормальным речевым развитием обнаруживается свойство концентричности, что свидетельствует об их сосредоточенности на собственных проблемах, склонности все переживания держать в себе, замкнутости. Можно предположить, что высокий процент проявления свойств концентричности у учащихся первых классов связан с их недостаточной адаптацией к условиям обучения в школе.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ
Задачи:
*развитие эмоционально-выразительных движений;
*развитие паралингвистических средств общения;
*формирование чувствительности к невербальным средствам общения;
*регуляция социальных отношений;
*коррекция страхов и негативных черт характера;
*развитие психических процессов.
Изобрази животное
Содержание. Дети образуют большой круг. Поочередно пересекая круг, они с помощью выразительных движений изображают животных. Остальные участники пытаются угадать, кого изображает ребенок.
*Принимается любое изображение. Психолог поддерживает проявление активности.
Изобрази предмет
Содержание. Дети образуют большой круг.
Психолог говорит: «Сейчас каждый из вас задумает предмет, мысленно разглядит его, вспомнит его форму (цвет, запах, вкус)». Дается время для возникновения представлений.
Психолог продолжает: «А теперь по очереди покажите форму задуманного предмета с помощью рук». Дети поочередно выполняют инструкцию. Остальные участники пытаются угадать, какой предмет показывает ребенок.
Театр масок
Содержание. Психолог говорит: «Ребята, мы с вами посетим «Театр масок». Вы станете артистами, а я -фотографом. Вы будете изображать выражение лица различных героев. Например, покажете, как выглядит злая Баба-яга».
Дети с помощью мимики и несложных жестов изображают Баба - Ягу.
Психолог продолжает: «Хорошо! А теперь замрите. Фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят.
А теперь изобразите Ворону из басни «Ворона и Лисица» в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр».
Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы - изображают клюв.
Психолог продолжает: «Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы! А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки «Красная Шапочка», когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком».
*Можно предложить детям изобразить сердитого Карабаса - Барабаса, грустного Пьеро, радостного Буратино, который нашел золотой ключик, спящую царевну (спокойное расслабленное лицо) и т.п.
Сбор фруктов
Содержание. Психолог говорит: «Представьте, что вы находитесь в саду, где растут фрукты. Рвите яблоки и груши, кладите их в корзинку.
Пытайтесь увидеть каждый фрукт, который срываете. Нет двух одинаковых. Фрукты маленькие и большие, на тонком и толстом корешке. Срывать их нужно по-разному. Одни держать в руке легче, другие - тяжелее. Теперь представьте, как вы надкусываете яблоко. Какое оно, кислое или сладкое? Если яблоко вкусное, угостите вашего приятеля».
Покажи по-разному
Содержание. Психолог говорит: «Внимательно смотрите на меня. Вот я захожу в ворота высокие (сопровождает свои слова показом), а вот я захожу в ворота... (нагибается). Какие? »
Дети должны назвать антоним к слову «высокие».
«Я несу легкий пакет (показывает), а теперь я несу (показывает),.. Какой пакет?»
«Я перехожу широкую реку (показывает), а вот я перешагиваю через ручей (показывает)... Какой?»
«Я иду медленно, а вот я иду... Как?»
«Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне стало...»
«Я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю...»
Затем дети поочередно показывают действия по инструкции психолога.
Покажи, что чувствуешь
Содержание. Дети образуют большой круг.
Психолог говорит: «Встаньте так, чтобы в центре круга образовалось как можно больше места. Представьте, что вы на пляже, под ногами раскаленный песок. По очереди выходите в центр круга так, словно ступаете босыми ногами по горячему песку. Постарайтесь почувствовать песок под ступнями своих ног».
Дети выполняют задание.
Психолог продолжает: «Теперь представьте, что вам нужно перейти горный ручей с холодной водой. Покажите, как вы это делаете».
Дети выполняют задание.
Психолог продолжает: «Представьте и изобразите, что вы пробираетесь через кусты...
Идете по болоту...
Наслаждаетесь нежным весенним ветерком...
Укрываетесь от снежной вьюги...
Пробираетесь сквозь толпу перед кинотеатром..,
Протискиваетесь в переполненном автобусе к выходу...»
* Необходимо напоминать, что работа проводится каждым индивидуально, хотя и в присутствии группы, При возникновении затруднений следует описывать детали ситуации, обращать внимание на движения разных частей тела.
Изобрази цвет
Содержание. Один из детей - водящий - выходит из комнаты.
Остальные участники задумывают цвет и при появлении водящего изображают его с помощью движений.
Ведущий пытается угадать задуманный цвет.
Затем водящий меняется, игра продолжается.
Изобрази движения без предмета
Содержание. Дети образуют большой круг. Поочередно входя в центр круга, они показывают (без предметов) следующие движения:
*подбрасывают и ловят мяч;
*причесывают волосы;
*умывают и вытирают полотенцем лицо;
*нюхают апельсин, розу, лук;
*разрезают лимон и пробуют одну из его долек;
*вдевают нитку в иголку;
*пришивают пуговицу;
*застегивают пуговицы;
*перелистывают страницы книги;
*насыпают в стакан с чаем несколько ложек сахара, размешивают и пробуют чай и т.п.
Пантомимические сценки
Содержание. Психолог обрисовывает ситуацию, а дети (поочередно или вместе, распределив между собой роли) изображают ее с помощью пантомимики.
Примеры ситуаций:
Садовник подстригает деревья. Вдруг видит на одном кусте божью коровку. Он осторожно сажает ее на ладошку, рассматривает, затем жучок улетает.
Мальчик катается на коньках. Падает. Хочет заплакать, но сдерживается, вспомнив о том, что следует быть мужественным. Мальчик пытается улыбнуться. Ему это удается, хотя и с трудом.
Ребенок убирает со стола посуду. Аккуратно ставит несколько тарелок одна в другую. Поднимает и несет стопку тарелок. Но вот верхняя тарелка неожиданно падает на пол. Что делает мальчик?
Мама купает малыша. Малыш сидит в ванной. Когда мама отвернулась, чтобы взять что-то, малыш встал и сбросил все (шампуни, пузырьки...) с полочек в воду. Что делает мама? Что делает малыш?
Ребенок выходит во двор и видит играющих детей. Сначала он не решается подойти к ним, но потом все-таки подходит и знакомится с ними.
*Ситуации должны быть несложными и эмоционально окрашенными.
Заинька (драматизация потешки)
Этапы:
1. Разучивание текста потешки «Заинька».
Хор:
«Ты куда, серый Зайка, ты куда, побегайка,
По кустам, ай-ай-ай, вечерком крадешься?»
Заинька:
«В огород я, ребятки, в огород, голубятки,
Там растет, ай-яй-яй, вкусная капуста».
Хор:
«Не ходи, серый Зайка, не ходи, побегайка,
Там барбос, ай-яй-яй, стережет капусту».
Заинька:
«Не боюсь я, ребятки, не боюсь, голубятки.
Я его, ай-яй-яй, сам перепугаю».
2. Изготовление атрибутов для драматизации потешки (головных уборов, передника с изображением зайца).
3. Проведение хороводной игры «Заинька» (Заинька, попляши, серенький, попляши... вот так попляши).
4. Разыгрывание потешки психологом, педагогом, воспитателями перед детьми.
5. Разыгрывание потешки детьми.
Дикий танец
Оборудование. Воздушные шары.
Содержание. Психолог показывает детям воздушный шар (отверстие зажато пальцами), затем предлагает понаблюдать за тем, что сейчас произойдет, и подбрасывает шарик.
* Шарик исполняет «дикий танец», вертясь и поворачиваясь до тех пор, пока из него не выйдет воздух. Можно поэкспериментировать с несколькими шарами и понаблюдать за ними (все они двигаются по-разному).
Психолог просит детей описать движение шара словами, подсказывает детям яркие определения: стремительный, атакующий, виляющий, жужжащий и т.п.
Затем детям предлагается изобразить шарики, из которых выходит воздух.
Дети выполняют задание.
*Необходимо напомнить детям - «шарикам», что каждая часть их тела должна находиться в движении.
Маленькие добрые привидения
Содержание. Психолог говорит: «Ребята! сейчас вы будете играть роль маленьких добрых привидений. Им захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такие движения... (психолог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У ». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что вы - добрые привидения и хотите только слегка пошутить».
По окончании игры психолог хлопает в ладоши и говорит: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Снова станьте детьми!»
Драка
Содержание. Дети разделяются на пары.
Психолог говорит: «Представьте, что вы друг с другом поссорились. Вот-вот начнется драка.
Глубоко вдохните, крепко-накрепко сомкните челюсти. Пальцы рук сожмите в кулаки, до боли вдавите ногти в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Пожмите друг другу руки».
* Упражнение полезно проводить с тревожными и с агрессивными детьми.
Избавься от недобрых чувств
Оборудование. Листы бумаги (формат А4), краски, кисточки.
Содержание. Психолог раздает детям листы бумаги, краски, кисточки и говорит: «Недобрые чувства – злость, страх, обиду – можно победить. Для этого нарисуйте свое чувство или ту ситуацию, когда вы испытывали злость, страх или обиду.
Когда будете рисовать, каждый штрих сопровождайте громким выдохом, шипением или каким-нибудь подходящим звуком».
Дети выполняют задание.
Психолог продолжает: «Теперь скомкайте или разорвите рисунки на множество кусочков и выбросьте их в корзину для мусора».
Дети выполняют задание.
Психолог заканчивает: «Молодцы! Мы чувствуем, что нам стало легко и хорошо!»
Другие способы от избавления от негативных эмоций:
Медленно посчитать до 10 и обратно.
Встать под душ.
Слепить что-нибудь из пластилина.
Разорвать старую газету на множество кусочков.
Сильно сжать кулаки, а затем медленно разжать их.
Потанцевать под музыку.
Побоксировать с подушкой.
Высказать свои чувства.
Попросить помощи.
Подумать о чем-нибудь приятном.
Заключение
В данной работе нами были рассмотрены психодиагностические методики, при помощи которых удалось установить, что учащиеся с тяжелыми нарушениями речи недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их. В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают и не оценивают. Расстройства в личностной сфере детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации.