Реферат на тему: Организация работы психолога в логопедическом детском саду

Введение
Многие дети с нарушениями речи нуждаются в психологической помощи. Такая помощь непременно включает в себя психодиагностику и  различные методы воздействия на пациента: психокоррекцию, психотерапию, психоконсультирование, психопрофилактику и др.

Психокоррекция и психотерапия
Для обозначения психологической помощи применяют два термина: психокоррекция и психотерапия. Их употребление не всегда строго  дифференцировано. В специальном пособии, посвященном психокоррекции, А.А. Осипова делает попытку такого разделения (2000). Некоторая  специфика обнаруживается преимущественно в отношении объектов воздействия, что же касается отдельных методов, форм и способов их  применения, то эти различия зачастую либо отсутствуют, либо оказываются весьма незначительными. И. И. Мамайчук пишет по этому поводу;  «Различия в определениях понятий "психокоррекция" и "психотерапия" возникли в связи не со спецификой их воздействия на личность, а с  укоренившимся в нашей стране мнением, что психотерапией могут заниматься только специалисты, имеющие медицинское образование, а  психокоррекцией — психологи. Следует подчеркнуть, что термин "психотерапия" является международным и во многих странах мира  однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым специалистом-психологом».

Психокоррекция — совокупность психологических приемов. используемых для исправления (коррекции) недостатков психики или поведения  психически здорового человека, которые в наибольшей степени применимы к детям в период, когда личность еще находится в процессе  становления, или в качестве симптоматической помощи взрослым больным. Коррекция обращена к недостаткам, которые не имеют  органической основы, например, нарушение внимания, памяти, мышления, эмоций.

Принципы психокоррекции
Психокоррекция опирается на следующие принципы:
1) комплексность клинико-психолого-педагогических воздействий;
2) единство диагностики и коррекции;
3) личностный подход с учетом сложной целостности и индивидуальности психики;
4) деятельностный подход с учетом ведущего вида деятельности для каждого возраста;
5) иерархичность организации психокоррекции, заключающейся направленности работы на создание зоны ближайшего развития;
6) каузальность (детерминизм) — направленность на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии.

Существуют различные классификации методов психологической помощи.

Виды психокоррекции
Некоторые авторы выделяют такие виды психокоррекции:
1) общую, способствующую нормализации социальной среды ребенка (регуляции психофизических и эмоциональных нагрузок связи с его  возрастом и индивидуальными особенностями); она подчинена педагогической этике и направлена на решение психогигиенических,  психопрофилактических и деонтологических задач;

2) частную — в виде набора психолого-педагогических воздействий: семейную психокоррекцию, музыкотерапию, психогимнастику и т.д.;

3) специальную — в виде комплекса приемов, методик и организационных форм работы с ребенком или группой детей одного возраста, направленных на устранение последствий неправильного воспитания.

По форме выделяют индивидуальную помощь, которая используется преимущественно в консультировании, при сочетании нескольких  нарушений или в состоянии острого протекания расстройства, и групповую, ориентированную на решение проблем, связанных с нарушением коммуникативных функций, с затруднениями, возникающими при общении в лечебной логопедической группе, классе, семье.

Направление психокоррекции
По направленности выделяют симптоматическую и каузальную (патогенетическую) помощь. Первая призвана устранить отдельные симптомы. 
В логопедической практике это обычно кратковременные курсы по коррекции познавательных процессов (внимания, памяти, мышления),  переживаний (чаще всего — логофобии) и отдельных поведенческих проблем. Вторая (причинная) помощь обычно рассчитана на более  длительные сроки и направлена на факторы, вызвавшие отклонение. Она обычно используется в работе со взрослыми больными — при афазии,  заикании, голосовых расстройствах — для глубинного личностного воздействия с целью преодоления и переработки психогенных причин  заболеваний.

По характеру воздействия выделяют директивную недирективную психокоррекцию. При директивном характере воздействия психолог  (психотерапевт) ставит перед группой конкретные дидактические задачи и решает их. Он принимает решения и активно управляет поведением  больного, структурируя и организуя его. При недирективной помощи результат зависит преимущественно от готовности и способности  больного к проработке собственных трудностей. Психолог как бы идет за ним, стимулируя осознание проблемы, помогая проанализировать и  преодолеть ситуацию.

Психологическую помощь в зависимости от используемых средств подразделяют на игровую, двигательную, телесную, сказкотерапию, музыкотерапию и т.д.

С учетом объекта воздействия помощь может быть семейная, нейропсихологическая, личностного роста и др.

Рассматривая психокоррекцию как «доличностную» форму психологической помощи, направленную преимущественно на процессы и симптомы, а психотерапию — как помощь личности в трех ее проявлениях — ценностно-мотивационном, когнитивном и поведенческом, можно выделить в конкретной картине дефекта три основных симптомокомплекса, представленных в разной степени при разных расстройствах речи. Это психопатологические изменения личности органического происхождения (обычно при афазии), функциональные нарушения уровня невроза и комплекс переживаний по поводу речевого дефекта.

Работа психолога в логопедическом детском саду
Потребность в психологической помощи зависит от возраста ребёнка и характера речевого нарушения. В такой помощи обычно не нуждаются  дети с нарушением произношения. При алалии и ринолалии требуется длительная медицинская, педагогическая и психологическая помощь,  каждая из которых имеет свою специфику на разных этапах лечения. Афазия, потеря речи после удаления гортани свойственны, по большей  части, людям зрелого возраста, и психологическая помощь им определяется возрастом и характером основного заболевания, вызвавшего  расстройство речи (нарушение мозгового кровообращения или опухолевый процесс и т.д.).

Как и любой процесс воздействия (педагогический, лечебный). психотерапия (психокоррекция) включает три обязательных компонента, тесно  связанных между собой: диагностику, собственно лечебный процесс и оценку его эффективности. Диагностика позволяет наметить  психотерапевтические мишени и выбрать средства воздействия на них. Чтобы процесс помощи не был «слепым». необходим текущий и  результирующий контроль степени достижения поставленной цели. Оптимально, когда диагностику проводит сам психотерапевт, тем более что  важную диагностическую информацию он получает во время психотерпевтических сессий.

Показаниями для психологической помощи являются:
а) отклонение от возрастной нормы тех или иных психических свойств (недостаточное внимание, память и т.д.);
б) наличие психосоматического радикала в клинической картине дефекта (психогенный характер расстройства);
в) наличие у субъекта с нарушением речи общеневротических проявлений (повышенной тревожности, депрессии, страхов и т.д.);
г) специфические переживания по поводу своего дефекта.
Цели психологической помощи — нормализация, по возможности, отдельных психических процессов, восстановление целостности личности и  оптимизация механизмов психической адаптации, а также профилактика нервно-психических расстройств, обусловленных внутренними и  внешними факторами психического дизонтогенеза. При восстановлении или регулировании процесса коммуникации, нарушенного из-за  дефекта речи, следует исходить из четырех ее функций: побудительной, эмотивной, информационной и фатической (контактной).Во внутренней  картине дефекта они находят отражение в ином порядке в виде когнитивной (сенситивной и рациональной), эмоциональной и волевой составляющих, но, как и в акте коммуникации, волевая компонента (соответствующая побудительной функции) является центральной, так как определяет адаптивное или неадаптивное поведение страдающего человека. Цели психологической помощи могут быть радикальными (полое излечение) или паллиативными (облегчение страданий).

В конкретных психотерапевтических методах используют самые различные средства воздействия на страдающего ребёнка (слово, музыку,  движение, игру и т.д.), что порой создает неправильное представление о действующем начале метода, которое связывают с этим средством. 
Отсюда названия методов — музыкотерапия, игротерапия, библиотерапия, куклотерапия. Это ошибочное представление. Действует не средство, а включенныйво взаимодействие с этим средством психический процесс.

Существуют следующие методы:
- симптоматические, направленные на устранение отдельных психических нарушений (снижение внимания, памяти, повышение тревоги и т.д.),  и патогенетические (связанные с перестройкой когнитивной, аффективной или поведенческой сторон личности);
- индивидуальные (в виде коррекции самооценки, обусловленной дефектом, освоения навыков самоконтроля и др.) и групповые (прежде всего  — оптимизация коммуникативных навыков);
- директивные, обучающие, наиболее близкие к дидактике, и недирективные (носящие характер сотрудничества и поддержки);
- строго программированные (тренинговые формы) и свободные (ориентированные на спонтанную активность, с опорой на ситуации,  возникающие непосредственно в процессе психотерапевтической сессии).

ВЫВОД
Психолог в детском саду является помощником и спутником в любых начинаниях ребенка.

Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи дошкольного возраста.

Помимо развития таких важных психических процессов, как память, внимание, мышление – психолог на своих занятиях учит малышей общаться, сотрудничать, сопереживать друг другу, разрешать проблемные ситуации между собой, помогает справиться ребенку с застенчивостью, робостью и страхами.

Дошкольный возраст – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период дети активно познают окружающий мир, накапливают новый опыт и учатся строить взаимоотношения в разных сферах. Две наиболее важные сферы для ребенка в этот период – это семья и детский сад.

Психолог логопедического детского сада должен помочь малышу легко войти в детский коллектив и пройти период адаптации, а также оказать профессиональные консультации, родителям которые помогут им лучше понять возрастные особенности своего ребенка. Это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, речевой слух.

Ранняя коррекция, систематические занятия могут практически полностью компенсировать дефекты речи.

Литература:
Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.