Реферат на тему: Организация работы психолога в логопедическом детском саду
Введение
Многие дети с нарушениями речи нуждаются в психологической помощи. Такая помощь непременно включает в себя психодиагностику и различные методы воздействия на пациента: психокоррекцию, психотерапию, психоконсультирование, психопрофилактику и др.
Психокоррекция и психотерапия
Для обозначения психологической помощи применяют два термина: психокоррекция и психотерапия. Их употребление не всегда строго дифференцировано. В специальном пособии, посвященном психокоррекции, А.А. Осипова делает попытку такого разделения (2000). Некоторая специфика обнаруживается преимущественно в отношении объектов воздействия, что же касается отдельных методов, форм и способов их применения, то эти различия зачастую либо отсутствуют, либо оказываются весьма незначительными. И. И. Мамайчук пишет по этому поводу; «Различия в определениях понятий "психокоррекция" и "психотерапия" возникли в связи не со спецификой их воздействия на личность, а с укоренившимся в нашей стране мнением, что психотерапией могут заниматься только специалисты, имеющие медицинское образование, а психокоррекцией — психологи. Следует подчеркнуть, что термин "психотерапия" является международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым специалистом-психологом».
Психокоррекция — совокупность психологических приемов. используемых для исправления (коррекции) недостатков психики или поведения психически здорового человека, которые в наибольшей степени применимы к детям в период, когда личность еще находится в процессе становления, или в качестве симптоматической помощи взрослым больным. Коррекция обращена к недостаткам, которые не имеют органической основы, например, нарушение внимания, памяти, мышления, эмоций.
Принципы психокоррекции
Психокоррекция опирается на следующие принципы:
1) комплексность клинико-психолого-педагогических воздействий;
2) единство диагностики и коррекции;
3) личностный подход с учетом сложной целостности и индивидуальности психики;
4) деятельностный подход с учетом ведущего вида деятельности для каждого возраста;
5) иерархичность организации психокоррекции, заключающейся направленности работы на создание зоны ближайшего развития;
6) каузальность (детерминизм) — направленность на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии.
Существуют различные классификации методов психологической помощи.
Виды психокоррекции
Некоторые авторы выделяют такие виды психокоррекции:
1) общую, способствующую нормализации социальной среды ребенка (регуляции психофизических и эмоциональных нагрузок связи с его возрастом и индивидуальными особенностями); она подчинена педагогической этике и направлена на решение психогигиенических, психопрофилактических и деонтологических задач;
2) частную — в виде набора психолого-педагогических воздействий: семейную психокоррекцию, музыкотерапию, психогимнастику и т.д.;
3) специальную — в виде комплекса приемов, методик и организационных форм работы с ребенком или группой детей одного возраста, направленных на устранение последствий неправильного воспитания.
По форме выделяют индивидуальную помощь, которая используется преимущественно в консультировании, при сочетании нескольких нарушений или в состоянии острого протекания расстройства, и групповую, ориентированную на решение проблем, связанных с нарушением коммуникативных функций, с затруднениями, возникающими при общении в лечебной логопедической группе, классе, семье.
Направление психокоррекции
По направленности выделяют симптоматическую и каузальную (патогенетическую) помощь. Первая призвана устранить отдельные симптомы.
В логопедической практике это обычно кратковременные курсы по коррекции познавательных процессов (внимания, памяти, мышления), переживаний (чаще всего — логофобии) и отдельных поведенческих проблем. Вторая (причинная) помощь обычно рассчитана на более длительные сроки и направлена на факторы, вызвавшие отклонение. Она обычно используется в работе со взрослыми больными — при афазии, заикании, голосовых расстройствах — для глубинного личностного воздействия с целью преодоления и переработки психогенных причин заболеваний.
По характеру воздействия выделяют директивную недирективную психокоррекцию. При директивном характере воздействия психолог (психотерапевт) ставит перед группой конкретные дидактические задачи и решает их. Он принимает решения и активно управляет поведением больного, структурируя и организуя его. При недирективной помощи результат зависит преимущественно от готовности и способности больного к проработке собственных трудностей. Психолог как бы идет за ним, стимулируя осознание проблемы, помогая проанализировать и преодолеть ситуацию.
Психологическую помощь в зависимости от используемых средств подразделяют на игровую, двигательную, телесную, сказкотерапию, музыкотерапию и т.д.
С учетом объекта воздействия помощь может быть семейная, нейропсихологическая, личностного роста и др.
Рассматривая психокоррекцию как «доличностную» форму психологической помощи, направленную преимущественно на процессы и симптомы, а психотерапию — как помощь личности в трех ее проявлениях — ценностно-мотивационном, когнитивном и поведенческом, можно выделить в конкретной картине дефекта три основных симптомокомплекса, представленных в разной степени при разных расстройствах речи. Это психопатологические изменения личности органического происхождения (обычно при афазии), функциональные нарушения уровня невроза и комплекс переживаний по поводу речевого дефекта.
Работа психолога в логопедическом детском саду
Потребность в психологической помощи зависит от возраста ребёнка и характера речевого нарушения. В такой помощи обычно не нуждаются дети с нарушением произношения. При алалии и ринолалии требуется длительная медицинская, педагогическая и психологическая помощь, каждая из которых имеет свою специфику на разных этапах лечения. Афазия, потеря речи после удаления гортани свойственны, по большей части, людям зрелого возраста, и психологическая помощь им определяется возрастом и характером основного заболевания, вызвавшего расстройство речи (нарушение мозгового кровообращения или опухолевый процесс и т.д.).
Как и любой процесс воздействия (педагогический, лечебный). психотерапия (психокоррекция) включает три обязательных компонента, тесно связанных между собой: диагностику, собственно лечебный процесс и оценку его эффективности. Диагностика позволяет наметить психотерапевтические мишени и выбрать средства воздействия на них. Чтобы процесс помощи не был «слепым». необходим текущий и результирующий контроль степени достижения поставленной цели. Оптимально, когда диагностику проводит сам психотерапевт, тем более что важную диагностическую информацию он получает во время психотерпевтических сессий.
Показаниями для психологической помощи являются:
а) отклонение от возрастной нормы тех или иных психических свойств (недостаточное внимание, память и т.д.);
б) наличие психосоматического радикала в клинической картине дефекта (психогенный характер расстройства);
в) наличие у субъекта с нарушением речи общеневротических проявлений (повышенной тревожности, депрессии, страхов и т.д.);
г) специфические переживания по поводу своего дефекта.
Цели психологической помощи — нормализация, по возможности, отдельных психических процессов, восстановление целостности личности и оптимизация механизмов психической адаптации, а также профилактика нервно-психических расстройств, обусловленных внутренними и внешними факторами психического дизонтогенеза. При восстановлении или регулировании процесса коммуникации, нарушенного из-за дефекта речи, следует исходить из четырех ее функций: побудительной, эмотивной, информационной и фатической (контактной).Во внутренней картине дефекта они находят отражение в ином порядке в виде когнитивной (сенситивной и рациональной), эмоциональной и волевой составляющих, но, как и в акте коммуникации, волевая компонента (соответствующая побудительной функции) является центральной, так как определяет адаптивное или неадаптивное поведение страдающего человека. Цели психологической помощи могут быть радикальными (полое излечение) или паллиативными (облегчение страданий).
В конкретных психотерапевтических методах используют самые различные средства воздействия на страдающего ребёнка (слово, музыку, движение, игру и т.д.), что порой создает неправильное представление о действующем начале метода, которое связывают с этим средством.
Отсюда названия методов — музыкотерапия, игротерапия, библиотерапия, куклотерапия. Это ошибочное представление. Действует не средство, а включенныйво взаимодействие с этим средством психический процесс.
Существуют следующие методы:
- симптоматические, направленные на устранение отдельных психических нарушений (снижение внимания, памяти, повышение тревоги и т.д.), и патогенетические (связанные с перестройкой когнитивной, аффективной или поведенческой сторон личности);
- индивидуальные (в виде коррекции самооценки, обусловленной дефектом, освоения навыков самоконтроля и др.) и групповые (прежде всего — оптимизация коммуникативных навыков);
- директивные, обучающие, наиболее близкие к дидактике, и недирективные (носящие характер сотрудничества и поддержки);
- строго программированные (тренинговые формы) и свободные (ориентированные на спонтанную активность, с опорой на ситуации, возникающие непосредственно в процессе психотерапевтической сессии).
ВЫВОД
Психолог в детском саду является помощником и спутником в любых начинаниях ребенка.
Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи дошкольного возраста.
Помимо развития таких важных психических процессов, как память, внимание, мышление – психолог на своих занятиях учит малышей общаться, сотрудничать, сопереживать друг другу, разрешать проблемные ситуации между собой, помогает справиться ребенку с застенчивостью, робостью и страхами.
Дошкольный возраст – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период дети активно познают окружающий мир, накапливают новый опыт и учатся строить взаимоотношения в разных сферах. Две наиболее важные сферы для ребенка в этот период – это семья и детский сад.
Психолог логопедического детского сада должен помочь малышу легко войти в детский коллектив и пройти период адаптации, а также оказать профессиональные консультации, родителям которые помогут им лучше понять возрастные особенности своего ребенка. Это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, речевой слух.
Ранняя коррекция, систематические занятия могут практически полностью компенсировать дефекты речи.
Литература:
Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.