ВВЕДЕНИЕ
Психогения - различные расстройства психики, возникающие под влиянием кратковременных или долговременных травм психических как реакция на тяжелую жизненную ситуацию - в связи с одномоментной, интенсивной психотравмирующей ситуацией или как результат относительно слабого, но продолжительного травмирования.
Псориаз - одно из самых загадочных и самых древних заболеваний, известных на Земле. Признаки псориаза обнаруживали на коже мумий в египетских пирамидах. Написано множество книг и диссертаций, в которых высказывались предположения, гипотезы и теории возникновения этого заболевания, обобщался многовековой опыт лечения, но к единой точке зрения ученые всего мира пока так и не пришли. Между тем псориаз уже причислен к разряду «болезней цивилизации».
Псориаз, несомненно, заболевание сложной природы, в развитии которого играют роль наследственно-генетические факторы вкупе с воздействием факторов окружающей среды.
О существовании провоцирующих факторов псориаза нередко говорят и сами больные, отмечая возможную причину возникновения псориаза или его обострения.
Важнейшими механизмами являются психическая травма, стресс, состояние длительного психоэмоционального напряжения. В этих условиях возможен целый каскад биохимических и иммунологических реакций, каждая из которых может иметь результатом появление первичного очага псориаза.
Интересно, что описаны случаи (очень редкие), когда резко выраженные отрицательные эмоции вызывали ремиссию и даже полное исчезновение всех клинических проявлений псориаза.
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ В ДЕРМАТОЛОГИИ
МЕХАНИЗМЫ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ
В повседневной практике дерматолога встречается целый ряд хронических заболеваний, в возникновении/рецидивировании которых клинически очевидна роль психогенных воздействий. К ним в первую очередь относятся атопический дерматит, истинная экзема, псориаз, рецидивирующий простой герпес, хроническая крапивница, гнездная плешивость, красный плоский лишай, розацеа, витилиго и др.
Детальное изучение патогенеза дерматозов (в частности, исследования обмена и функций нейропептидов, во многом предопределяющих течение патофизиологических процессов при атопическом дерматите, псориазе, рецидивирующем простом герпесе и ряде других дерматозов) позволяет объективизировать механизмы психогенного воздействия на кожный процесс. Полученные данные подтверждают значимую роль психических травм и неблагоприятных ситуаций в развитии и течении заболеваний, относимых к психосоматическим.
Так, по современным представлениям, при психогенном обострении атопического дерматита в схему иммуновоспалительного ответа включается стресс-индуцированная выработка регуляторных нейротрофинов и нейропептидов, что в конечном итоге ведет к нарушению продукции цитокинов и дисбалансу в системе клеточного иммунитета, провоцируя иммунное воспаление.
Среди психических травм, приводящих к рецидиву дерматологической патологии, значительное место принадлежало необратимым утратам, “ударам судьбы”: смерть или внезапная инвалидизация близких (33,9% наблюдений), длительная хроническая болезнь родственников, требующая ухода за ними (42,2% наблюдений). Существенный вклад в формирование атопического дерматита вносили психогении, возникающие по механизму “ключевого переживания”: неудачи в общественной жизни или служебной деятельности (снижение уровня доходов в семье, увольнение с работы и т.п. – 47,7% наблюдений; внутрисемейные и межличностные конфликты, зачастую приводящие к разводам, смене места жительства и т.п. – 58,7% наблюдений). Само по себе обострение кожного процесса явилось тяжелым психическим стрессом в 62,3% наблюдений. Таким образом, психогенно провоцированная экзацербация проявлений атопического дерматита, связанная с совокупностью социальных, ситуационных и нозогенных факторов, отмечалась более чем в половине наблюдений.
Психогенные воздействия различной степени выраженности при псориазе, приводящие к манифестации или обострению дерматоза, отмечаются у 25–60% пациентов, а интервал между стрессом и кожными проявлениями у 1/3 этих больных составляет 2–14 дней, у остальных 2/3 – не более 3 нед. При этом больные чаще, чем пациенты с крапивницей, истинной экземой, гнездной алопецией и др., связывают проявления дерматоза с психотравмирующей ситуацией.
ДЕПРЕССИЯ И ЗУДЯЩИЕ ДЕРМАТОЗЫ
Среди психических расстройств в дерматологической практике значительное место занимает аффективная патология. Депрессии наблюдаются у 1/3 (32%) пациентов кожно-венерологического диспансера. В целом ряде случаев аффективные расстройства формируют тесные, реализующиеся на симптоматологическом уровне, коморбидные связи с проявлениями кожной патологии. При этом кожные симптомы могут выступать либо как составная часть вегетативного симптомокомплекса депрессии, либо как реакция кожи, развивающаяся в связи с выраженной и длительной гипотимией (трофические расстройства с феноменами «старения» кожных покровов, очаговые гиперхромии, изменения фактуры и цвета волос, помутнение и истончение ногтевых пластинок).
Такие формы депрессии, как дистимия и реккурентное депрессивное расстройство, не обнаруживают явных взаимосвязей с дебютом и ремиссией дерматоза. Соответственно проявления психической и дерматологической патологии в этих случаях перекрываются чаще всего лишь по случайному признаку (совпадают во времени). Однако даже незначительно выраженная депрессия существенно утяжеляет течение кожного заболевания, продлевает сроки пребывания больных в стационаре, негативно влияет на качество жизни.
Депрессии являются одним из факторов хронификации зудящих дерматозов. Выявляемые у 55–80% больных атопическим дерматитом депрессии понижают порог зуда и приводят к запуску цикла зуд–расчёсывание. Соответственно усиливаются объективные и субъективные проявления кожного заболевания, нарушается привычный образ жизни пациента, ограничиваются возможности его профессиональной деятельности. Коморбидность с аффективными расстройствами сокращает длительность ремиссий у 40% пациентов с кожными заболеваниями. Хронические дерматозы с преимущественным поражением открытых участков кожи зачастую сопровождаются непсихотическими аффективными расстройствами в виде психогенных в том числе и нозогенных депрессий. Лечение подобных расстройств традиционными дерматологическими методами представляет значительные трудности и требует комплексного подхода.
Современная стратегия терапии депрессий в дерматологической клинике предусматривает сочетанное применение соматотропных (антигистаминные препараты, витамины, кортикостероиды) и психотропных средств. Препаратами первого выбора являются современные антидепрессанты, широко используемые в общемедицинской практике и позволяющие адекватно купировать аффективную симптоматику без существенных побочных эффектов (прежде всего свойственных ТЦА кожных аллергических реакций и явлений поведенческой токсичности) и неблагоприятных интеракций с дерматологическими средствами.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСОРИАЗА
Существует несколько теорий возникновения данного заболевания:
- аллергическая (псориаз как заболевание представляет собой тканевую аллергическую реакцию на стрептококк, вирус или сложную структуру продуктов их жизнедеятельности.);
эндокринная (базируется на связи псориаза с функциональным состоянием половых желез);
- обменная (базируется на огромном материале наблюдений, которые свидетельствуют о том, что, как правило, при псориазе обмен веществ нарушен);
- вирусная (считается, что псориаз вызван ретровирусом, который передаётся наследственным путём; вирус так и не выделен);
- паразитарно-инфекционная (причина псориаза - паразитарный "гриб", лабораторно-клинически не подтверждено);
- наследственная (доказано, что дети, один из родителей которых болен псориазом, заболевают в 4 раза чаще, чем дети здоровых родителей);
- вегетативная (согласно сторонникам данной теории, основная функция вегетативной нервной системы, которая нарушается при псориазе, — это поддержание постоянства внутренней среды человеческого организма);
И, наконец, последняя - нейрогенная теория. Возникновение данной теории связано с той ролью, которую играют функциональные нарушения нервной системы в развитии псориаза. Есть целый ряд данных о возникновении псориаза после психических и физических травм, контузий, ожогов. Нейрогенные влияния на возникновение и течение псориаза подтверждаются достаточно выраженным терапевтическим эффектом от медикаментозных средств, направленных на нормализацию функций центральной и вегетативной нервной системы больного.
Нервно-психический механизм хотя и объясняет некоторые особенности развития заболевания, но основой для самого возникновения псориаза все же, по-видимому, служить не может. Однако с практической точки зрения важная роль функциональных нарушений со стороны нервной системы на течение болезни и возникновение рецидивов несомненна, и это необходимо всегда учитывать при лечении.
Таким образом можно сделать вывод, что псориаз - это кожное заболевания до конца не изученной этиологии, одним из факторов возникновения которого могут являться психогении.